Предстоящие осенью выборы в немецкий парламент станут своего рода индикатором настроений граждан Германии не только относительно будущего развития собственного государства, но и интеграционных процессов в Европе в целом.
Немецкое общество на протяжении последних двух лет из-за миграционного кризиса оказалось втянуто в дискуссии о целесообразности продолжения политики «открытых дверей». Да и в целом в общественных настроениях Германии начинает четко прослеживаться изоляционизм, который чуть было не разделил давних союзников — Христианско-демократический союз (ХДС), лидером которого является канцлер Ангела Меркель, и Христианско-социальный союз (ХСС), лидер которого Хорст Зеехофер подверг критике действия Меркель по предотвращению негативных последствий наплыва мигрантов в страну.
Так или иначе, Меркель в ноябре прошлого года объявила, что выдвигает свою кандидатуру от ХДС/ХСС на предстоящих выборах, и заявила, что «эти выборы будут даже более сложными, чем те, которые проходили раньше, поскольку мы сталкиваемся с сильной поляризацией» в обществе.
С одной стороны, эксперты склонны считать, что у фрау Меркель в настоящий момент практически нет конкурентов, однако ей в ходе избирательной кампании придется отбиваться от нападок как слева — от коллег по нынешней коалиции — Социал-демократической партии Германии (СДПГ), так и от популистов справа — набирающей популярность партии «Альтернатива для Германии», которой прочат третье место на выборах в сентябре 2017 года.
Внимание к выборам в Германии будет приковано и из-за океана, поскольку именно фигура Меркель в настоящий момент ассоциируется со стабильностью развития Евросоюза. В частности, кандидат на пост главы ЦРУ конгрессмен Майкл Помпео на слушаниях в сенате по поводу его утверждения в должности заявил, что Европу ждут важные выборы в этом году и в задачу ЦРУ будет входить наблюдение за «возможными угрозами» на них со стороны иностранных держав. Каких именно держав — Помпео не уточнил.
У кого есть шансы пройти в парламент
И хотя некоторые немецкие издания объявили, что фактически мало что изменится в политическом раскладе в Германии, и начали строить прогнозы на избирательный цикл 2021 года, эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», не берутся говорить о том, что ситуация в настоящий момент уже определена и можно с точностью говорить о предрешенном исходе избирательной гонки.
Выборы в немецкий парламент назначены на 23 сентября, и за это время могут произойти значительные изменения как во внешней, так и во внутренней политике Германии.
Определенной корректировке подвергнется немецкая внешняя политика после инаугурации и первых действий на посту президента США Дональда Трампа. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и фактор рисков, связанных с миграционным кризисом. Последние дни 2016 года были омрачены терактом в Берлине, когда грузовик въехал в толпу людей на рождественской ярмарке, и нельзя утверждать, что Германия защищена от новых террористических атак.
Также эксперты обращают внимание на важность изменений в сфере экономики, которые могут произойти.
«В Германии экономическое положение не очень хорошее, хотя и лучше, чем в соседних странах. Берлин будет участвовать в спасении еврозоны, и от успехов в этом направлении также будут зависеть итоги выборов в сентябре», — отметил в беседе с «Газетой.Ru» научный директор Российско-германского форума Александр Рар.
По его словам, популярность Меркель действительно упала из-за миграционного кризиса, однако не настолько, чтобы утверждать, что ее не переизберут на новый срок. По оценкам социологов, ХДС/ХСС могут набрать больше 30% голосов избирателей, СДПГ — около 20%, что позволяет этим двум партиям создать устойчивую правящую коалицию.
Кроме двух крупнейших политических сил в немецкий парламент могут пройти партии «Зеленые/Союз 90», «Левая», «Свободные демократы» и впервые в состав федерального парламента войдет «Альтернатива для Германии», считает Владислав Белов, руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН.
Эксперт полагает, что возможно повторение ситуации 2013 года, когда сложилась большая коалиция в составе ХДС/ХСС и СДПГ. Хотя формально можно рассмотреть и возможность формирования других коалиционных правительств: «красно-красно-зеленая» в составе СДПГ, «Левые» и «Зеленые» или коалиция ХДС/ХСС с «Зелеными», — хотя это маловероятно.
Как изменятся отношения России и Германии
Однако, какая бы коалиция в результате ни получилась, отношения Берлина с Москвой вряд ли подвергнутся каким-то существенным изменениям. В Германии есть кандидат, выступающий за нормализацию отношений и построение тесных экономических связей с Россией. На этой платформе может строить свою избирательную кампанию лидер СДПГ Зигмар Габриэль, в случае если он выдвинет свою кандидатуру на пост канцлера.
«Если он выдвинется как кандидат от СДПГ, в своей избирательной кампании Габриэль будет пользоваться пророссийской лексикой. Он придерживается лозунга СДПГ: «Европу без России или против России построить невозможно», — считает Александр Рар.
Этого же мнения придерживается и Владислав Белов, хотя и с некоторыми оговорками. «Теоретически и формально, возможно, Габриэль был бы более удобным канцлером для России, но вероятность того, что он возглавит немецкое правительство, небольшая, — говорит эксперт. — Но опять же о его «удобности» можно говорить лишь условно, поскольку вряд ли он займет менее жесткую позицию по вопросам Украины и Крыма, а также Сирии. Здесь не надо обманываться. Возможно, он лишь смягчит санкционную риторику».
В беседе с «Газетой.Ru» эксперт подчеркнул, что независимо от того, кто возглавит немецкое правительство, отношение Германии к России по принципиальным вопросам — конфликту на Украине, Крыму и операции в Сирии — не изменится.
Более того, с точки зрения Белова, Меркель для России сейчас представляется наиболее подходящим кандидатом, поскольку ее позиции известны и понятно, чего от нее можно ждать.
«Поэтому все спекуляции на тему возможных попыток вмешательства России в избирательный процесс в Германии не имеют под собой никаких оснований. Эти спекуляции бессмысленные. Даже если бы Россия и хотела вмешиваться, любые из возможных сегодня коалиций Москву устраивают. Более того, существующий вариант коалиции устраивает Кремль больше всего».
Каковы шансы правых популистов
В то же время в Германии набирают популярность правые популисты — партия «Альтернатива для Германии», которой прочат третье, а некоторые социологи даже второе место на предстоящих в сентябре выборах. Несмотря на их оппозиционность, назвать ее пророссийски настроенной политической силой нельзя, поскольку она выступает с позиции критики, прежде всего, внутриполитической ситуации, которая сложилась в Германии за годы руководства страной Ангелой Меркель.
Успех этой партии может скорректировать будущую коалицию, считает Александр Рар, хотя он признался, что мало верит во второе место «Альтернативы для Германии».
«Этой партии даже ничего не нужно делать: она просто собирает общественный потенциал тех, кто недоволен нынешней политикой. Если перспектива вхождения «АдГ» в состав правительства станет реальностью, то все другие партии могут пойти на создание широчайшей коалиции против «Альтернативы для Германии».
Поэтому «АдГ» к власти на федеральном уровне не придет ни при каких обстоятельствах, чего не скажешь о правительствах на уровне немецких земель», — рассказал научный директор Российско-германского форума «Газете.Ru».
По мнению эксперта, никаких революционных изменений в немецкой политике, чем, несомненно, был бы большой успех «Альтернативы для Германии», не предвидится, хотя определенные изменения будут происходить, но эволюционным путем.