На Украине «Дождь» (организация включена Минюстом в список иноагентов) вещает по такой же платной схеме, что и в России, но кабельные операторы в условиях массового запрета русскоязычного контента включали его в свои самые распространенные пакеты как единственный возможный «российский». И это вызывало немало нареканий со стороны радикально настроенной части политиков. Изначально вопрос о запрете телеканала не числился среди 26 объявленных заранее вопросов повестки очередного заседания Национального совета, опубликованных на официальном сайте совета. Но то, что вокруг телеканала «Дождь» в Киеве сгущаются тучи, стало понятно еще перед Новым годом. Источник, близкий к украинскому Национальному совету, тогда сообщил «Газете.Ru» о готовящемся запрете: «Не может в стране вещать канал, где Чонгар называют «российско-украинской границей». Этот вопрос назрел и будет решаться!»
Именно изображение Крыма на используемых в оформлении материалов канала картах России стало, по всей видимости, поводом к запрету. Генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева, комментируя решение Нацсовета, напомнила, что, согласно 65-й статье Конституции РФ, Республика Крым и Севастополь являются субъектами Российской Федерации.
Российские каналы запрещали в Киеве в несколько этапов. Начали в марте 2014 года, когда по решению Киевского окружного админсуда закрыли 14 «главных» каналов — «Первый канал. Всемирная сеть», «РТР-Планета», «Россия 24», »НТВ-Мир», «ТVCI (ТВ Центр)», «Россия 1», НТВ, ТНТ, «Петербург 5», «Звезда», РЕН-ТВ, Life News, Russia Today и РБК-ТВ. И последовательно исключали телеканалы дальше. Дошло до запрещения каналов «Улыбка ребенка», «Охота и рыбалка» и «Настоящее Смешное Телевидение» — последние в числе девяти других изгнали из эфира 7 июля 2016 года.
К 1 сентября 2016 года запрещенных телеканалов России на территории Украины было уже 73, что наглядно продемонстрировал на своей странице в фейсбуке в виде специальной диаграммы глава Нацсовета Юрий Артеменко. «Дождь» же слишком долго оставался исключением из правил.
О том, что общественное мнение готовится к объявлению запрета «Дождя», свидетельствовал публичный скандал в городе Черноморске. Там в офис к единственному в городе кабельному оператору «Клен» пришли люди в камуфляже из местной организации участников АТО «Рапира» (так называется очень распространенная на войне в Донбассе 100-миллиметровая советская послевоенная противотанковая пушка). Люди потребовали вернуть отключенные в новогоднюю ночь отдельные украинские каналы и требовали срочно отключить «Дождь», который как раз оказался на экране телевизора в офисе. На видеозаписи слышно, что ворвавшиеся обвиняли «Дождь» в том, что он транслирует русский сериал «Менты».
Кабельный оператор выступил с заявлением о нападении на офис фирмы 5 января, в котором говорилось, что «около 10 человек в военной форме стали требовать вернуть в эфир украинские телеканалы и выключить российский оппозиционный канал «Дождь», который мы временно транслируем».
Использование организаций ветеранов и действующих солдат стало общим местом в украинских дискуссиях о контенте на телевидении и радио. Так, перед Новым годом Национальный совет по телевидению оштрафовал радио «Шансон» на 25% от стоимости лицензии (около $6 тыс.) за трансляцию песни «Тихий океан» о буднях российской морской пехоты. Нацсовет пытался ограничиться предупреждением после принесенных извинений представителем радио, но в зале оказался боец запрещенного в России полка «Азов», и после его выступления было принято более жесткое решение.
«У нас есть люди, которые просят оборудование для радио, — пояснил «Газете.Ru» боец с позывным Художник, выступивший на том самом совещании.
— Вот я и сказал, что, как радио по ошибке поставило песню про русскую морскую пехоту, так и мы по ошибке вынесем оттуда оборудование и отдадим хорошим людям.
И все скажут: «Ребята с фронта, контуженные, что с ними сделаешь!» Чего я оказался на заседании?
Просил помощи в размещении социальной рекламы от полка».
В Киеве известие о запрете «Дождя» встретили довольно равнодушно. Украинский политолог Константин Батозский, например, считает, что доля канала стремилась к нулю (по данным телеканала, доступ к нему через кабельные сети имели порядка 500 тыс. домохозяйств), так как он не производил контента, интересного массовому зрителю, а все, кому он реально интересен, по-прежнему могут смотреть его в интернете.
«Созданные в России законодательные ограничения и наблюдаемая самоцензура журналистского цеха сделали невозможным сбалансированное освещение событий в Украине для будь-то какого российского СМИ, — пояснил «Газете.Ru» Батозский. — Ни одно российское эфирное СМИ не может назвать Крым украинской территорией; не может назвать конфликт в Донбассе аннексией и войной; не может дать слово реальным героям украинского сопротивления из добровольческих батальонов, поскольку они являются законодательно запрещенными в России организациями. Зато тот же «Дождь», (они) неоднократно предоставляли трибуну лидерам сепаратистских образований — Гиркину, Бородаю, Басургину, встраиваясь тем самым в машину российской пропаганды».
С точки зрения эксперта, «Дождь» «играет роль ширмы российского авторитаризма».
На самом «Дожде» также отреагировали достаточно сдержанно. Наталья Синдеева разместила на своей странице в фейсбуке новость на сайте «Дождя» с лаконичным комментарием «Очень жаль, конечно». Своеобразным ответом на решение украинских властей станет запланированная на вечер трансляция записи концерта украинской группы «Океан Ельзи».