Подавляющее большинство американских СМИ не скрывали своих симпатий во время предвыборной кампании и всячески стремились представить Дональда Трампа маргинальным кандидатом, с чуть ли не самыми низкими шансами на победу в истории. Традиционно считается, что подобные настроения в прессе могут отвадить от кандидата некоторую часть желавших за него проголосовать — незачем тратить время на аутсайдера. В результате его победа вызвала шок преимущественно в либеральном журналистском сообществе. Но вместо того, чтобы принять результаты, многие издания продолжили атаковать избранного президента в переходный период — и, по всей видимости, собираются вести ту же информационную политику на протяжении всего предстоящего президентства.
«Никчемная куча мусора»
Свою пресс-конференцию Трамп начал со слов благодарности тем изданиям, которые не стали поддерживать информационную волну, запущенную крупнейшим телеканалом CNN и самой влиятельной американской газетой The New York Times. Оба СМИ разместили заметки о небольшом досье, якобы собранном бывшим агентом MI6, в котором содержится компрометирующая избранного президента информация сомнительной достоверности. Почти одновременно развлекательное издание Buzzfeed разместило полную версию этого досье на своем сайте.
Высказав благодарность большей части СМИ, Трамп назвал сам факт распространения «утки» позором и обрушился с критикой на атаковавшие его издания. Buzzfeed же был назван «никчемной кучей мусора».
Пресс-секретарь Трампа Шон Спайсер перед пресс-конференцией назвал саму публикацию новости «жалкой попыткой заработать клики». Некогда любимец скандальных таблоидов, Трамп не скрывал своего негативного отношения к прессе, которая, как он считал, уничтожала его репутацию во время выборов.
В то же время профессор политологии Университета Дьюка Эллен Мицкевич считает, что кампания в СМИ была связана с тем, что пресса долгое время не воспринимала кандидата Трампа: «То, что мы увидели в дальнейшем, стало своеобразной компенсацией, следствием того, что СМИ не сделали свою работу, не выполнили свой журналистский долг. На поздних этапах медиа стали осознавать свою недоработку и посвящали избранному президенту все больше внимания», — говорила ранее «Газете.Ru» Мицкевич.
В ожидании «самоцензуры»
Издание New York Times отмечает, что, не дав права задать вопрос корреспонденту CNN, Трамп начал «войну со СМИ» и войну «внутри СМИ», разделяя журналистов на лояльных и нелояльных. Издание отметило, что, ответив на один вопрос телекомпании CNN, Трамп давал слово в основном «своим» журналистам, представляющим лояльные телевизионные станции, включая, например, Fox News.
Ведущий корреспондент одного из «центральных» американских изданий признался «Газете.Ru», что с приходом в Белый дом Трампа журналистов ждут нелегкие времена: «Корреспонденты, ранее работавшие в Москве, переписывались друг с другом во время пресс-конференции Трампа: «Господи, Трамп ведет себя как Путин». Особенно когда он начал спорить с Buzzfeed и назвал их «фейковыми новостями».
Атаки Трампа на прессу могут привести к определенной «самоцензуре» в ряде качественных СМИ либерального толка, считает журналист: «Они могут даже невольно изменить тональность своих репортажей».
У Трампа нет полномочий закрывать какое-либо издание, но он может «забанить неудобного журналиста», убрав его из пула Белого дома, отмечает собеседник «Газеты.Ru».
Правда, стоит отметить, что, хотя у различных администраций Белого дома и бывали свои «любимчики», случаи, когда журналист лишался аккредитации, единичны. Во времена правления Линдона Джонсона такой сомнительной чести удостоился корреспондент леволиберального журнала Nation Роберт Шерилл. Представители секретной службы посчитали его «потенциально опасным», так как он несколько раз вступал в потасовку с чиновниками.
С предупреждением в адрес Трампа и чиновников его администрации о необходимости равного отношения к журналистам выступил авторитетный Международный пресс-клуб: «Президенты не должны выбирать, на какие вопросы репортеров им отвечать, исходя из того, какое СМИ они представляют». В защиту журналистов высказалась и знаменитая голливудская актриса Мэрил Стрип. В своей недавней речи на вручении кинопремии «Золотой глобус» она обратилась с призывом поддержать «Комитет по защите журналистов»: «Они нужны нам, чтобы идти вперед, а мы нужны им, чтобы стоять на защите правды».
Упомянутый в речи Стрип «Комитет по защите журналистов» — старейшая организация по защите прав СМИ. Она была основана в 1981 году группой американских корреспондентов. Ее целью стала помощь коллегам-журналистам по всему миру. Комитет никогда не касался внутриамериканской ситуации, однако теперь он впервые прервал эту традицию, назвав в своем заявлении Дональда Трампа «угрозой для свободы прессы, небывалой в мировой истории».
Закат американской журналистики
В то же время доцент школы журналистики Университета Висконсин-Мэдисон Линдсей Палмер уверена, что американская пресса будет «продолжать следить за каждым шагом Трампа и задавать ему острые вопросы»: «Разница между Трампом и другими президентами в отношениях с прессой лежит в поведении самого Трампа. Вместо того чтобы относиться к прессе дипломатично, он взял привычку устраивать публичную порку отдельных журналистов, унижая их и распространяя о них слухи. Это только заставит журналистов наблюдать за ним еще пристальнее», — сказала «Газете.Ru» Палмер.
Правда, есть и те, кто считает, что избранию Трампа способствовал кризис в самих американских СМИ, особенно ведущих изданиях. Это отразилось и на отношении к ним со стороны читателей.
Проведенный в конце прошлого года опрос социологического агентства Gallup зафиксировал беспрецедентное падение уровня доверия к прессе. Этот показатель упал до 32%. За всю историю опросов Gallup, то есть с 1972 года, это самый низкий рейтинг читательского доверия. Самый высокий рейтинг доверия к прессе фиксировался в 1976 году — 72%. 1970-е годы запомнились американцам войной во Вьетнаме, а также Уотергейтским скандалом.
На фоне падения читательского интереса к качественной прессе во время предвыборной кампании произошел рост интереса к альтернативной прессе правого толка, активно выступавшей в поддержку кандидатуры Трампа. Лидером в этой нише стал сайт Breitbart News Network. Его глава Стив Бэннон был консультантом Трампа и получил пост старшего советника президента, отвечающего за разработку стратегических вопросов.