Прошедший год был одним из самых сложных для руководства Украины — ему пришлось пережить три политических кризиса. Все началось в апреле, когда союзникам президента Порошенко удалось вынудить подать в отставку премьер-министра и главу коалиционной партии «Народный фронт» Арсения Яценюка. Не последнюю роль в этом сыграл экс-президент Грузии и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. Он публично обвинил окружение Яценюка в коррупции, о чем заявлял во всех СМИ.
«Михаила использовали в качестве тарана против премьера Яценюка. Ему обещали, что если Яценюк будет цепляться за свое место, то президент распустит парламент, будут новые выборы и Саакашвили поведет в парламент целую партию, а затем может стать премьер-министром Украины. Он поверил и с утроенной силой включился в критику премьер-министра и членов его команды. Кульминацией стал конфликт с Арсеном Аваковым на совете реформ в декабре прошлого года», — вспоминает самый яркий момент противостояния народный депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко.
В ноябре в отставку с должности губернатора Одесской области подаст и сам Михаил Саакашвили, обвинив в коррупции и нежелании проводить структурные реформы уже самого президента Петра Порошенко. Но удачный для набора политического капитала момент был уже упущен. Грузинского политика, который сейчас занят созданием новой политической силы, не приглашают на украинские телеканалы. Рейтинг «Движения новых сил», по данным социологов, сейчас балансирует на грани 5% — проходном барьере в Верховную раду.
Угроза третьего «майдана»
Другим политическим вызовом для Петра Порошенко стало возвращение из российского плена в конце мая прошлого года Надежды Савченко. Она получила звание «Герой Украины» из рук главы государства и сразу же принялась критиковать его работу.
В администрации президента отвечать не стали, посчитав, что Савченко скомпрометирует себя самостоятельно. Расчет оказался верным. После сообщения о тайной встрече народного депутата с лидерами самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик Александром Захарченко и Игорем Плотницким в Минске, ее исключили из «Батькивщины» Юлии Тимошенко, а затем — из официальной делегации Украины в ПАСЕ.
В конце декабря она анонсировала создание своей общественной платформы «Руна», но это вряд ли поможет вернуть былые позиции в украинской политике. С мая по декабрь личный рейтинг Надежды Савченко упал с 10 до 2%.
Но самым главным вызовом 2016 года для Порошенко была угроза третьего «майдана», нависшая над Украиной осенью прошлого года. По данным исследования социологической группы «Рейтинг», уровень протестных настроений сравним с теми, которые наблюдались перед «майданом» 2013–2014 годов.
Например, только 28% опрошенных считали, что лучше терпеть материальные трудности ради сохранения в стране порядка, тогда как большинство (53%) — что лучше в случае значительного ухудшения условий жизни выйти на улицу с протестом.
В 2016 году гривна девальвировала на 10–15%, коммунальные тарифы выросли более чем в два раза, а продукты питания подорожали на 30–40%. На этом фоне осенью в стране заработал наконец закон, обязывающий чиновников и депутатов публиковать в своих декларациях полный список имущества. В результате на суд публики были представлены не только дома и квартиры, но и огромный объем наличных средств.
Кроме того, Петра Порошенко неоднократно связывали с коррупционными скандалами, что лишь усиливало недовольство украинцев. Правительство вынуждено было принимать поспешные решения: минимальная заработная плата с 1 января выросла вдвое — до 3,2 тыс. грн месяц (7,5 тыс. руб.), а оплачивать счета за тепло теперь стало можно частями. Осенью Порошенко инициировал возврат средств вкладчикам банка «Михайловский», организовавшим масштабные акции протеста в центре города. На эти цели из бюджета дополнительно было направлено 1,2 млрд грн (2,6 млрд руб.).
Сложный 2017-й
Нынешний год может оказаться еще более непростым по сравнению с предыдущим.
«Мир и Украину в 2017 году ждут очень непростые времена. Турбулентность, начавшаяся в уходящем году, возрастет в разы, а вместе с ней и угрозы безопасности. Не стоит уповать на то, что проблемы Украины будут решать сильные мира сего. Слабые страны без стратегии станут ресурсом для стран, у которых такая стратегия есть», — написал на своей странице в социальной сети пропрезидентский политолог Тарас Березовец.
Главный вызов для страны — приход администрации нового президента США Дональда Трампа к власти. Новый президент может коренным образом изменить вектор политики в отношении Киева, а без поддержки из-за океана Порошенко будет все тяжелей сопротивляться давлению из Москвы. Непредсказуемые результаты выборов лидеров ключевых стран ЕС также не придают уверенности в будущем. Все это может привести к тому, что «окно возможностей» для Украины закроется. Об этом свидетельствует тот факт, что Украина так и не получила безвизовый режим со странами ЕС в прошлом году.
В этом году западные партнеры будут требовать проведения структурных реформ, что чревато проблемами внутри страны.
Украинцы не готовы к росту цен на коммунальные услуги, транспорт и товары первой необходимости. А значит, вероятность нового «майдана» останется высокой.