Королеве про Brexit не расскажут

Королева Великобритании разочарована тем, что у правительства нет плана Brexit

Королева Елизавета, премьер-министр Тереза Мэй и глава МИД Великобритании Борис Джонсон Pool new/Reuters
Британское издание The Times со ссылкой на анонимный источник сообщило о том, что королеву Великобритании Елизавету II разочаровал тот факт, что правительство не раскрывает никаких деталей плана по выходу страны из Евросоюза. Эксперты рассказали «Газете.Ru», почему правительство Мэй не спешит объявлять Brexit и возможно ли, что выход Британии из ЕС спустят на тормозах.

Журналисты рассказали, что встреча Елизаветы II и премьер-министра Терезы Мэй состоялась в королевской резиденции Балморал в Шотландии еще в сентябре.

Тогда на просьбу королевы поделиться планами по поводу Brexit глава британского правительства ответила расплывчатым «Brexit есть Brexit» и отказалась детализировать планы кабинета министров.

В Букингемском дворце эту информацию не подтвердили, однако и опровергать не стали, сказав лишь, что подобная информация является не чем иным, как предположением журналиста. «По давно установленной конвенции мы никогда не раскрываем детали бесед между королевой и ее премьер-министрами, равно как и не комментируем предположения такого рода, которые стали известны благодаря анонимным источникам», — сказали в канцелярии королевского дворца.

На Даунинг-стрит, где расположена пресс-служба британского премьер-министра, также сообщили, что «мы никогда не комментируем частные разговоры премьер-министра с королевой».

Это лишь один из последних примеров, когда Мэй уклоняется от прямого ответа на вопрос о планах правительства по ведению переговоров по выходу страны из Европейского союза.

На референдуме о членстве Великобритании в составе ЕС 23 июня 51,9% жителей страны проголосовали за Brexit, тогда как против выступили 48,1%. Прежний премьер Дэвид Кэмерон, выступавший за сохранение членства в Евросоюзе, объявил об отставке, его на посту сменила Тереза Мэй. Она обещала исполнить волю народа и запустить двухлетний процесс прекращения членства в Евросоюзе.

Такие результаты референдума показывают, что британское общество раскололось по вопросу о членстве страны в Евросоюзе, а сами граждане Великобритании проголосовали в какой-то степени эмоционально, считает доцент кафедры европейского права МГИМО, директор Центра европейской информации Николай Топорнин.

Этому решению предшествовали проблемы с миграционным кризисом, когда переселенцы фактически штурмовали Ла-Манш, до этого произошли теракты в Париже и Брюсселе.

«Это фон, которым воспользовались евроскептики, которых, надо признать, в Великобритании всегда было много», — добавил он.

Нет конкретного плана действий

Однако с момента вступления в должность Мэй последовательно отказывалась комментировать подходы британского правительства к ведению переговоров по Brexit. Журналисты и бизнесмены обвиняют премьер-министра в том, что вместо конкретных ответов она использует весьма расплывчатые фразы типа «Brexit есть Brexit» или заявления о том, что она хочет получить «красный, белый и синий Brexit».

Скорее всего, под этой формулировкой Мэй подразумевает, что стремится к сохранению единства Великобритании после выхода из состава Евросоюза, однако некоторые блогеры усмотрели в этих словах стремление выстроить такие отношения между Лондоном и Брюсселем, какие наблюдаются между Евросоюзом и Норвегией, ведь у Норвегии флаг тоже выполнен в красно-бело-синей гамме.

Надо отметить, что отказ Мэй обсуждать Brexit уже давно вызывает раздражение парламента, она постоянно подвергается критике со стороны оппозиционных партий. Кроме того, депутаты подозревают, что нежелание обсуждать детали процесса выхода из ЕС означают, что у правительства на самом деле нет никакого конкретного плана действий.

Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», подчеркивают, что сама Мэй изначально придерживалась позиции, что Великобритании выгоднее оставаться в составе Евросоюза, но при этом она отказывается от проведения повторного референдума,

поскольку народное волеизъявление – это высший закон в стране, и поэтому она выступает против дополнительных голосований в парламенте или, тем более, проведения повторного референдума. Николай Топорнин подчеркивает, что в этом прослеживается последовательность британских политиков.

Хотя буквально на днях Тереза Мэй все же прервала свое молчание относительно Brexit, но так и не представила новых деталей, лишь пообещав, что эти детали скоро появятся.

«Процесс выхода из ЕС будет инициирован к концу марта и, по нашим прогнозам, продлится два года. В самом начале следующего года я сделаю заявление, в котором подробнее расскажу о подходе правительства к переговорам по Brexit», — сказала Мэй, выступая перед парламентариями.

«Что мы знаем о Brexit? Почти ничего»

Группа исследователей из Библиотеки палаты общин в ноябре подготовила доклад, в котором собрано все, что известно на данный момент о подготовке к выходу Великобритании из Евросоюза. Оказалось, что правительство раскрыло не так уж и много деталей даже перед британскими парламентариями.

«Чего мы не знаем о Brexit? Много чего. Мы даже не знаем, когда переговоры могут стартовать, не говоря уже об их содержании и когда они закончатся», — говорится в пояснительной записке к докладу «Brexit: влияние на различные политические сферы».

Вместе с тем авторы доклада утверждают, что в настоящий момент можно только более-менее оценивать влияние на экономику, и то крайне приблизительно, поскольку до сих пор остается неясным, пойдет ли британское правительство по пути «жестких» или «мягких» переговоров.

Великобритания является одной из наиболее густонаселенных стран Евросоюза, здесь проживают 65,3 млн человек, что составляет 13% от всей численности населения ЕС.

Больше — только в Германии. При этом здесь один из минимальных показателей безработицы — 5%, при самых высоких — в Греции и Испании (24,3 и 20,4% соответственно).

ВВП Великобритании составил 1,970 млрд фунтов стерлингов (около 2,2 млрд евро) при 2% роста. Больше — опять же только в Германии. Больше всего товаров Лондон экспортирует в США (17,1%), Германию (8,4%) и Нидерланды (6,6%), а импортирует из Германии (12,8%), США (9,4%) и Китая (7%).

Поэтому экономические прогнозы, уверены британские эксперты, можно строить, основываясь на том, что партнеры должны сохраниться и после выхода Великобритании из Евросоюза, но опять же это, прежде всего, зависит от подхода, который займет британское правительство на переговорном процессе по выходу из Евросоюза.

Право на выход из ЕС закреплено статьей 50 Лиссабонского договора о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества, подписанного на саммите ЕС 13 декабря 2007 года. В самой статье говорится о том, что любое государство Евросоюза вправе добровольно выйти из состава Европейского союза.

Парламентарии могут испортить Brexit

Однако британские эксперты полагают, что принятие соответствующего решения согласно внутреннему законодательству страны вовсе не объясняет механизм выхода. Плюс ко всему неясно, как этой статьей вообще пользоваться, потому что правоприменительной практики здесь нет.

При этом понятно, что минимальный срок переговоров о выходе составляет два года, однако этот срок может существенно увеличиться, если другие члены ЕС решат, что это необходимо. Дальше в докладе обращается внимание на то, что остается непонятным, как именно будут организованы эти переговоры. Из-за того что нельзя определить сроки и содержание переговоров, практически невозможно подсчитать экономические последствия для страны.

Кроме того, статья 50 ничего не говорит о том, может ли страна, например, отозвать свое решение о выходе или обратного хода этому процессу нет. Этот пункт вызывает сомнения у британских политиков, потому что впоследствии надо будет определить, как будут развиваться отношения Лондона и Европейского союза в будущем, а значит, если переговоры пойдут «жестко», непонятно, можно ли будет их приостановить или отменить вовсе.

Британские депутаты, согласно решению Лондонского высокого суда, будут принимать участие в инициировании процесса по 50-й статье. Однако правительство уже заявило, что будет оспаривать это решение в Верховном суде.

Директор Центра европейской информации Николай Топорнин подчеркивает, что парламентарии обратились в суд исключительно с целью затормозить или вовсе остановить процесс выхода страны из ЕС, ведь в палате общин вполне может набраться большинство противников Brexit, что может привести к отмене процесса выхода.

От Brexit будут одни убытки

Также в докладе отмечается, что правительство должно разработать четкую программу действий по приведению законодательства страны в соответствие политическому положению Великобритании. В стране действует множество европейских законов, которые нужно будет либо отменять, либо адаптировать. Мэй уже заявляла о том, что в 2017 году будет принят Grreat Repeal Bill — документ, согласно которому законы ЕС будут признаны утратившими силу, однако необходимо в ближайшем будущем разработать механизм, чтобы определить, какие законы нужно сохранить и адаптировать, какие — отменить, а какие — изменить.

Эксперты указывают, что если Великобритания действительно начнет переговоры по выходу в марте 2017 года и если они продлятся два года, то еще два года, до марта 2019-го, Лондон будет платить деньги в бюджет блока, в котором уже фактически состоять не будет. А если переговоры затянутся, то общая сумма бюджетных отчислений будет только расти.

Вместе с тем, подчеркивает Николай Топорнин, Мэй все равно остается приверженной идее исполнить волю народа, несмотря на то что только по грубым подсчетам экономические потери Великобритании составят не меньше 40 млрд фунтов стерлингов.

«Мэй поставила задачу перед своим кабинетом минимизировать возможные потери Британии. Для этого нужна четкая переговорная повестка с ЕС. Эту задачу пока решить не могут, судя по всему, поэтому и нет никакой детальной информации о процедуре Brexit», — сказал собеседник «Газеты.Ru».