Нашумевший закон был принят американским правительством в 2012 году. Тогда он ввел персональные санкции против граждан России, которые, по версии властей США, причастны к нарушениям прав человека. Тем, кто попал в санкционные списки, было запрещено въезжать на территорию Соединенных Штатов, а их финансовые активы, которые хранились в США, были заморожены.
Тогда в «список Магнитского» вошли россияне, которые, по мнению конгрессменов, оказались причастны к смерти аудитора Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. В России его обвиняли в налоговых махинациях. Позже так называемый акт Магнитского поддержал и Европарламент. Однако в дальнейшем данный закон стал распространяться не только на лиц, связанных с делом аудитора, но и на всех российских граждан, которые подозревались в нарушении прав человека или в международной коррупционной деятельности.
Теперь «акт Магнитского» распространяет свое действие на всех «иностранных лиц». То есть все иностранные государства становятся объектом действия данного закона.
Его авторы говорят, что он направлен на предотвращение нелегальной деятельности чиновников, а также на защиту прав и свобод человека, которые закреплены международным сообществом. Кроме того, предполагается, что «закон Магнитского» направлен на защиту прав проведения честных демократических выборов.
Санкции также могут быть применены президентом США против лиц, которые, по мнению конгрессменов, «ответственны за внесудебные убийства, пытки или любые другие действия, которые нарушают права человека».
Интересно, что любой человек, не являющийся гражданином США, может быть внесен в этот список решением президента США. Кроме того, с такой инициативой к главе Белого дома могут обратиться конгрессмены или старшие члены других соответствующих комитетов конгресса.
Согласно закону эту инициативу должны сопровождать веские доказательства причастности человека к неправомерным действиям. Кроме того, к такой инициативе может прилагаться «достоверная информация», полученная от других стран и неправительственных организаций, которые занимаются мониторингом соблюдения прав человека.
«А судьи кто?»
По мнению Сергея Ознобищева, директора Института стратегических оценок, развитие «закона Магнитского» является продолжением политики демократов. «Демократы пытаются застолбить свои демократические традиции, — комментирует эксперт. — Я не уверен, что эта тенденция сохранится при новом президенте».
Собеседник «Газеты.Ru» также отмечает, что данный закон обставлен слишком многими условиями.
«В глазах мировой общественности, и в том числе российской, этот закон выглядит достаточно условно. Считается, что американцы сами нарушают права человека. Как писали в советских газетах, попирают права многих стран и народов», — считает Сергей Ознобищев.
В пример этому, продолжает эксперт, можно привести множество ситуаций. «Многое, что произошло негативного на Ближнем Востоке, было сделано с подачи и инициативы правительств США прошлых созывов. Примеры тому — Белград, Ирак», — сказал он.
Сергей Ознобищев считает, что сейчас наша пресса и политическое сообщество задаются вопросом: а судьи кто? Также эксперт подчеркнул, что данный закон является характерным именно для Демократической партии и при новой администрации США эта инициатива сойдет на нет.