8 декабря Европарламент сообщил о том, что депутаты пришли к внутреннему соглашению и разработали визовые правила, которые удовлетворяют все фракции. Речь идет об ограничениях для безвизового режима между ЕС и третьими странами.
Иными словами, появился механизм, который позволяет избежать ситуаций, при которых страны – не члены ЕС могут злоупотреблять открытыми границами с Европой. Эти ограничения были согласованы в ходе заседания комитета по гражданским свободам 39 голосами «за» и девятью «против».
Докладчик Европарламента Августин Диас де Мера подчеркнул на заседании, что разработанный «гибкий механизм» отмены безвизового режима дает возможность принять немедленное решение по двум запросам: Украины и Грузии.
Обе страны соответствуют всем европейским критериям, позволяющим присоединить их к зоне открытых границ. Однако до сих пор Европарламент не мог принять положительного решения в отношении киевского и тбилисского запросов из-за опасения ряда европейских фракций.
«Решение принято. ЕС даст Грузии и Украине безвизовый режим. Хотя еще в конце ноября говорили, что решение будет ближе к европейскому Рождеству — концу декабря или сразу после», — рассказала Ольга Гулина, директор берлинского Института миграционной политики.
Евродепутаты опасались, что после введения безвизового режима с Украиной и Грузией в ЕС оформят визы и приедут тысячи трудовых мигрантов, которые впоследствии эти визы не будут продлевать вовремя.
Это, в свою очередь, стало бы большой проблемой для миграционных служб ЕС, особенно в условиях нынешнего миграционного потока из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
«Была идея сначала обдумать закон об отмене/приостановлении безвизового режима со странами, граждане которых имеют много просрочек виз и остаются с нарушениями на территории ЕС. Однако Германия и Франция не ставили это в критерий для двух этих стран бывшего СССР», — рассказывает Гулина о ходе дискуссии внутри Евросоюза.
В любом случае, сейчас ограничения согласованы. Исходя из пресс-релиза Европарламента, безвизовый режим ЕС с третьими странами может быть приостановлен по трем причинам. Во-первых, если будет зафиксировано резкое увеличение числа граждан третьих стран, которые нарушали правила пребывания на территории ЕС. Во-вторых, если увеличится «число необоснованных прошений о статусе беженца».
В-третьих, если страны – партнеры Евросоюза по безвизовому режиму не будут соблюдать правила реадмиссии, то есть будут отказываться принимать обратно своих нелегалов, обнаруженных в ЕС.
Как заявила официальный представитель Европарламента Эстефания Наррийос «Газете.Ru», до реализации новых визовых правил документы должны пройти через несколько важных этапов.
«Ориентировочно на следующей неделе по этому законопроекту будет пленарное голосование в Европарламенте. После документ отправится на проверку в юридический отдел. На это отводится восемь недель, но по факту будет чуть дольше из-за рождественских праздников, — рассказала Наррийос. — После состоится голосование Европейского совета, на уровне министров стран – членов ЕС. Тогда инициатива будет одобрена окончательно».
Финальный этап: публикация в официальном журнале ЕС. Спустя 20 дней после этого закон вступит в силу. Дополнительного одобрения закона на уровне парламентов стран – членов ЕС не требуется: визовый механизм будет действовать на территории всего Евросоюза.
По словам Наррийос, одобрение законопроекта практически гарантировано, так как парламентарии достигли консенсуса уже сейчас. Тем не менее сам закон вступит в силу не раньше января-февраля следующего года.
Введение безвизового режима со странами ЕС было одним из ключевых требований активистов, вышедших в конце 2013 года на акции протеста в центральной части Киева. Президент Украины Петр Порошенко, в свою очередь, сделал открытые границы с Европой важной частью своей политической программы. Однако затянувшийся период европейского согласования заставил его понервничать. Ранее Порошенко обещал согражданам, что безвизовый режим будет уже 24 ноября.
По мнению Ольги Гулиной, ускорившийся процесс в Европарламенте — «это продолжение политической линии Европы, которая воспринимает Россию как конституирующего другого».
«Сейчас ЕС очень важно показать России с ее антиевропейской повесткой изменение траектории», — добавила она.