Девять человек — семь сотрудников службы безопасности президента и двое военнослужащих — пострадали в результате взрыва самодельного взрывного устройства в городе Марави на юге Филиппин. На 30 ноября запланирован визит в город президента страны Родриго Дутерте — передовой отряд осуществлял осмотр будущего маршрута следования кортежа главы страны. Впрочем, у руководства охранного ведомства нет уверенности, что на их начальника готовится покушение. По словам представителя СБ подполковника Микаэля Акино, инцидент мог быть следствием ведущейся сейчас в регионе силовой операции против террористической группы «Мауте» и не иметь отношения к предстоящему визиту.
«Мне советовали отменить поездку, — равнодушно прокомментировал произошедшее Дутерте. — Но я все равно поеду, и, если будет возможность, мы проедем тем же маршрутом. Да, может быть перестрелочка здесь, перестрелка там. Потренируемся».
Выступая на торжественном открытии реабилитационного центра для наркозависимых, политик также пошутил, что если его все же убьют, то у страны будет «приятный президент», намекая, что в таком случае власть перейдет к отличающемуся либеральными взглядами вице-президенту Лени Робредо.
Поездка Дутерте носит демонстративный характер. В регионе Ланао-дель-Сур, столицей которого является 200-тысячный Марави, действуют порядка трех сотен радикальных исламистов под руководством Абдуллы Мауте. Эта группа открыто ассоциирует себя с запрещенным в России «Исламским государством» (организация запрещена в России). В сентябре исламисты отметились громким терактом в родном для Дутерте городе Давао, где он более 20 лет был мэром: погибли 15 человек, 70 было ранено. Эта атака была частью войны, которую правительственные войска ведут против повстанцев. В феврале исламистов выбили из их «столицы» — пригорода Марави Бутиг, а 26 ноября боевики вновь захватили поселение и подняли над мэрией черный флаг халифата. Сейчас там идет военная операция с применением авиации, более 17 тыс. жителей вынуждены были покинуть свои дома.
Доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России Петр Цветов обращает внимание, что исламисты могут быть всего лишь инструментом в руках более серьезных сил. «Есть много желающих расправиться с решительным и радикальным президентом, который идет непроторенной дорожкой, подрывает отношение Филиппин с американцами и наступает на хвост наркотрафику и наркодилерам, — говорит специалист. — Исламисты здесь, если это они, я думаю, просто инструмент сведения счетов».
По словам эксперта, на Филиппинах действительно действуют несколько организаций, аффилированных с ИГ, и есть данные, что филиппинские граждане воюют в Сирии и в Ираке. Однако покушение на охрану скорее связано с деятельностью самого Дутерте, а не только с мусульманским фактором.
Впрочем, помимо мирового исламского терроризма, американской разведки и наркоторговцев есть и четвертая сила, заинтересованная в дестабилизации ситуации, — коммунистическое повстанческое движение, действующее по всему архипелагу под разными названиями с конца 60-х годов ХХ века. Впрочем, в августе этого года Дутерте возобновил мирные переговоры с Коммунистической партией Филиппин и Национальным демократическим фронтом, проходящие при посредничестве Норвегии.
Родриго Дутерте стал президентом в июне этого года и успел прославиться рядом резонансных высказываний, в частности критикой президента США Барака Обамы. Но прежде всего его имя ассоциируется с радикальными методами ведения войны против наркомафии. В свою бытность сначала прокурором, а потом мэром Давао он не раз высказывался в поддержку казни заподозренных в наркомании граждан без суда и следствия: в городе действовали группы «бдительных», получавших вознаграждение за каждого такого убитого. После переезда Дутерте в президентский дворец в Маниле практика получила стремительное распространение по всей территории страны, что немедленно вызывало реакцию международных правозащитных организаций.
Согласно данным опроса, проведенного социологической службой Pulse Asia в июле, политике президента доверяет 91% населения.