Экс-президент Украины Виктор Янукович не смог выступить свидетелем в деле о расстреле протестующих в феврале 2014 года. Он заявил, что добровольно согласился дать показания при рассмотрении дела о расстрелах на «майдане» в феврале 2014 года в режиме видеоконференции. Но налаживание связи между судом в Киеве и Ростовом-на-Дону, где сейчас находится экс-президент, а также внушительное количество присутствующих журналистов не привели к ожидаемым сенсационным признаниям Януковича.
Святошинский районный суд Киева перенес заседание на 28 ноября, из-за того что в зал заседания не были доставлены пятеро представителей полицейского спецподразделения «Беркут», которых обвиняют в убийстве. Их не смогли вывезти из-за того, что представители «Правого сектора» (экстремистской организации, запрещенной в России) блокировали Лукьяновский СИЗО, где пребывают подозреваемые.
«У меня есть четкое понимание, что срыв судебного заседания должен быть именно сегодня. Возможно, прокуратура или власть хотели посмотреть, явится ли Янукович на допрос. Поэтому у меня есть догадки, что это действия умышленные и спланированные», — заявил адвокат экс-беркутовцев Александр Горошинский.
Тем не менее гораздо более интересной оказалась большая пресс-конференция, которую Янукович провел вечером 25 ноября для представителей украинских и российских СМИ. Публичное выступление бывшего главы государства вызвало небывалый ажиотаж на Украине: выступление транслировали сразу несколько украинских телеканалов, его обсуждали по радио и в социальных сетях.
Во время общения с журналистами экс-президент рассказал свою версию произошедшего на «майдане», признал гибель своего младшего сына Виктора и сообщил о возможном сценарии урегулирования конфликта в Донбассе.
Свой вариант
Виктор Янукович говорил о том, что не вывозил денег с Украины, а покинул страну «с ручной кладью». Он неоднократно давал понять, что не смог ввести военное положение и пытался остановить кровопролитие.
Несколько дней назад украинский пропрезидентский политолог Тарас Березовец заявил, что за разгоном «майдана» в ночь на 1 декабря 2013 года стоял глава администрации президента Сергей Левочкин. Именно после этого события акции протеста существенно усилились и впоследствии привели к расстрелу свыше 100 протестующих в центре Киева и бегству Виктора Януковича из страны.
«Сергей Левочкин и Дмитрий Фирташ (украинский бизнесмен, близкий к тогдашним киевским властям. — «Газета.Ru») приняли решение «сливать» Виктора Януковича, поскольку понимали, что аппетиты его «семьи» — ближайшего окружения — рано или поздно коснутся их бизнес-империи. Потому решили действовать на упреждение, — написал Березовец в социальной сети Facebook. — Поэтому тогдашний глава администрации в отсутствие Януковича дал команду Валерию Коряку жестко «зачистить» «майдан», дабы сделать Януковича «нерукопожатным» и отрезать для него пути назад. Как мы видим, расчет Левочкина сработал — он продолжает здравствовать и поныне, Янукович не у дел».
Многое, сказанное экс-президентом, вызвало бурю протеста в украинском обществе.
Например, рассказ о восьми автобусах с крымчанами, которые ехали в Киев, а часть людей из них была убита протестующими. Не меньше возмущения вызвало заявление о нарушении национальных интересов при подписании соглашения об ассоциации с ЕС, из-за отказа подписать которое и начались массовые акции протеста.
«Мне приходилось бывать в лагерях беженцев. И я в этих лагерях встречал — ну, как их можно назвать наемниками? — добровольцев, которые шли воевать в Донбасс, приезжали, просили, брали оружие, их зачисляли в эти отряды и так далее. Что касается российских военных, много писали, что Россия принимает участие в этом вооруженном конфликте. Я сказал бы, что интерес все списать на Россию очень большой», — заявил Янукович.
Политическая активность
Гораздо больше экспертов взбудоражил вопрос, почему Янукович променял крымские курорты на участие в политическом проекте. На пресс-конференции было заметно, насколько некомфортно ему было отвечать на острые вопросы украинских СМИ.
Журналисты спрашивали о вывезенных деньгах, причинах, по которым Янукович не смог сохранить Украину, интересовались, спокойно ли он спит по ночам и как проводит свободное время. В некоторые моменты казалось, что бывший президент сломает ручку от напряжения или сорвется на журналистов. Кстати, это в конце концов и произошло с корреспондентом украинского телеканала ICTV.
Одна из версий происходящего, по мнению собеседников «Газеты.Ru» из администрации украинского президента, — предоставить Януковичу возможность возглавить Донбасс, в случае если местное население благосклонно отнесется к его призывам прекратить стрельбу и добиться мира. Сейчас против бывшего президента на Украине открыто пять уголовных дел, но, несмотря на это, Интерпол отказался объявлять его в розыск.
Виктор Янукович и нынешний президент Петр Порошенко хорошо знакомы, поэтому теоретически могли бы найти общий язык. Украина наотрез отказывается общаться с представителями самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР. Януковичу наладить контакт с ними гораздо легче.
Бывший президент Украины перспективы возвращения в политику прокомментировал уклончиво.
«В СМИ очень много пишут, что я хочу вернуться во власть, реванш какой-то, о котором я якобы мечтаю, и так далее. Я мечтаю о том, чтобы как можно скорее закончилась на Украине война, на моей родине, в Донбассе, чтобы перестали гибнуть люди, чтобы Донбасс воскрес из этих руин, в которые его привела война», — заявил Янукович.
Украинские политологи и эксперты считают, что признания Януковича может привести к политическому кризису в стране. Это тоже может быть одной из причин, по которой экс-президент решился вести публичную деятельность.
«Янукович представляет опасность для целого ряда людей, находящихся у власти. Потому что он может в деталях рассказать, кто ему помог сбежать, как ему потом помогли вывести средства, как он смог перевести потом все свои банковские счета. Если он все это начнет рассказывать, то у нас будет политическое землетрясение», — заявил народный депутат от «Оппозиционного блока» Вадим Рабинович в эфире телеканал «112 Украина».
Желание кремлевских кураторов любой ценой вытолкнуть экс-президента в публичную плоскость вполне объяснимо, считает Тарас Березовец.
«Не добившись сколько-нибудь видимого успеха с организацией акций уличного протеста накануне саммита Украина — ЕС, что должно было продемонстрировать европейской стороне уязвимость украинской власти, Москва в любом случае толкает Януковича делать «сенсационные» признания как можно скорее», — уверен он.