В субботу прошел четвертый Общероссийский гражданский форум (ОГФ). Он был организован Комитетом гражданских инициатив, председателем которого является экс-министр финансов Алексей Кудрин. Многие из спикеров и экспертов форума имеют репутацию либерально настроенных оппозиционеров.
В 2012 году, после волны демонстраций против фальсификаций на выборах, Кудрин начал активно развивать инициативу по развитию гражданского общества. Весомый политик, после отставки сохранивший влияние на руководство страны, в рамках своего комитета стремился донести власти новый запрос, который оформился на волне либерального протестного движения.
В этом году вокруг предстоявшего ОГФ ходили оптимистичные слухи. В преддверии мероприятия появилась информация, что кудринский форум намеревался посетить первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, отвечающий сейчас за внутреннюю политику.
Это заставило многих экспертов предположить, что недавно назначенный на должность Кириенко, в отличие от своих предшественников, решил всерьез уделить внимание либеральной экспертной мысли.
Накануне форума издание РБК-Daily сообщило, что на ОГФ ждут целый ряд российских министров. Это сделало бы форум важным политическим событием.
Однако на открытии форума высоких гостей не оказалось.Сюда прибыл лишь министр открытого правительства Михаил Абызов. Чиновник был на костылях и пошутил, что он министр «с ограниченными возможностями».
Форум с ограниченными возможностями
В программе форума особенно привлекало взгляд название одного из «круглых столов»: «Гражданское общество в России +/-15». Напротив него красным шрифтом стояла подпись: «Участие строго по приглашению». На форуме это вызвало череду слухов: раз Кириенко не было на первом заседании, его стали ожидать именно на этом «круглом столе».
Однако и на «+/-15» Кириенко не пришел. Вместо него дискуссию, которую вел сам Алексей Кудрин, посетил начальник управления по общественным проектам администрации президента РФ Павел Зенькович.
Близкий Кремлю источник утверждает, что Кириенко и не собирался посещать ОГФ. Организаторы форума парируют: он должен был приехать, но не позволило расписание.
Почему «круглый стол» проходил за закрытыми дверями, «Газете.Ru» лаконично объяснил соратник Кудрина Евгений Гонтмахер. «У нас же Chatham House», — с достоинством улыбнулся он.
Гонтмахер имел в виду влиятельный аналитический центр, работающий в Великобритании и финансируемый целым рядом фондов, связанных с руководством страны, и близких к европейскому истеблишменту организаций. В руководстве Chatham House регулярно появляются отставные высокопоставленные политики, включая, например, бывшего премьера Великобритании Джона Мейджора.
Комитет гражданских инициатив, очевидно, пока не может похвастаться ни щедрым финансированием, ни внушительным представительством. Под конец ОГФ в кулуарах обсуждали, что нынешний форум стал одним из самых «непредставительных».
«Власть дала сигнал гражданскому обществу, что оно само по себе», — прокомментировал эту ситуацию «Газете.Ru» один из участников ОГФ.
Кстати, в прошлом году одним из высокопоставленных гостей форума был Никита Белых, теперь уже бывший губернатор Кировской области. Напомним, что сейчас системный либерал обвиняется в получении взятки.
Некоторые участники форума начали связывать отказ от присутствия на форуме высокопоставленных лиц с недавним задержанием министра экономического развития Алексея Улюкаева. Его тоже относят к деятелям либеральных взглядов, в частности, в связи с тем, что в прошлом он входил в команду известного политика и государственного деятеля Егора Гайдара.
Ранее правоохранительные органы заявили, что Улюкаев был пойман на получении взятки в $2 млн, которую тот вымогал у «Роснефти». На форуме Кудрин заявил, что ему не верится в то, что министр мог вымогать что-то у руководства компании.
Депрессия «оттепели»
Остальные дискуссионные площадки форума работали в привычном режиме. Эксперты делали доклады, посвященные местному самоуправлению, «честным выборам», развитию независимой судебной системы.
Одна из самой ярких дискуссий прошла на «круглом столе» «Образ будущего». Здесь демограф Анатолий Вишневский рассказывал о проблемах миграции и о том, что как Россия может использовать ее в свою пользу.
Выступающая сразу после него политолог Екатерина Шульман говорила о том, что население России не просто «пожилое, а стареющее».
Руководитель программы «Российская внутренняя политика» Московского центра Карнеги Андрей Колесников дополнил картину тем, что рассказал о тренде на «усиление конфликтности внутри государства и общества».
На площадке, посвященной выборной системе РФ, эксперты ОГФ говорили, что без сильных и независимых местных депутатов невозможны и независимые кандидаты на губернаторских выборах.
Кстати, на ОГФ не приехала и глава ЦИК Элла Памфилова, которая изначально тоже собиралась его посетить.
Памфилова до нынешнего назначения считалась одной из наиболее авторитетных правозащитниц России, ревностно следящей за своим политическим нейтралитетом.
Зато приехала секретарь ЦИК Майя Гришина, которая тоже пыталась отстаивать реалистичный подход. «Эксперты сосредоточились на изменении законодательства. Мы же реалисты и понимаем, что за законодательство отвечают законодатели, — поделилась она своим впечатлением от площадки с «Газетой.Ru». — Мне были интересны вещи, которые касались тех ситуаций, которые мы можем исправить как избирательные комиссии. Мне понравилась тема коммуникации с обществом, в том числе через интернет-технологии. Нам надо в это включаться».
Присутствующий на форуме эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин в беседе с «Газетой.Ru» задавался вопросом, действительно ли благодаря Памфиловой в избирательной системе РФ наступила «оттепель».
По его мнению, если «оттепель» и есть, она компенсируются другими элементами жесткой политической системы. Во-вторых, все успехи зависят от одной Памфиловой, и это слабая сторона ЦИК, считает Бузин.
У многих рядовых участников настроение было слегка депрессивное. «Доклады хорошие, но драйва нет. А как он может быть, если в стране такое творится», — поделился с «Газетой.Ru» один из них.
Глава Центра политических и экономических реформ Николай Миронов считает, что своим отсутствием высокопоставленные представители Кремля показали участникам кудринского форума «уровень их влияния».
«Им фактически сказали: «Давайте свои предложения, мы будем их рассматривать, но решения принимать без вас, – рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Власть готова вести с ними диалог только на уровне среднего звена».
Эксперт считает: если власть захочет организовать обсуждение «дел государственной важности» на публичном мероприятии, то она сама соберет свою площадку. Кудрин при нынешнем раскладе «может давать советы, возможно, даже прийти к президенту». «Но его форуму вступать в прямой диалог с властью не дадут», — добавил Миронов.
Глава Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков напоминает, что, по имеющейся информации, Сергей Кириенко сейчас «присматривается ко всем площадкам».
«Но это не значит, что у него отсутствует понимание, что с ними делать. Возможно, в том формате, в котором работал ОГФ, он не видит необходимости участвовать лично, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Кудринский форум все еще играет роль вспомогательную — перевода оппозиционной повестки в системный формат. Это довольно удобно, но недостаточно для оформления полноценной политической субъектности».
«Зачем куратору внутренней политики тратить время на неполноценных игроков?» — задается вопросом Чеснаков.