Поводом для выступления стал благотворительный ужин Фонда защиты детей, с президентом которого, общественным активистом Мэриэн Эдельман, Клинтон дружит уже 45 лет. В своей речи политик вспомнила, что в 1992 году благотворительный вечер фонда также был первым публичным мероприятием, на котором они присутствовали вместе с Биллом Клинтоном после избрания его президентом. Выступление было выдержано в стандартной манере Клинтон — были использованы выверенные слова, интонации, метафоры, а в нужных местах ирония и эмоциональные пассажи. И хотя большая часть 20-минутной речи была посвящена проблемам обездоленных детей Америки и работе фонда, нашлось в ней место и для нескольких политических высказываний.
В начале своего выступления Хиллари призналась, что за прошедшую неделю было много раз, когда ей хотелось «забраться под одеяло с хорошей книгой и собаками рядом и больше никогда не выходить из дома». Но пример ее подруги Эдельман напоминал ей, что надо продолжать работать. Клинтон напомнила, что с какими бы препятствиями ни приходилось сталкиваться общественной активистке, она всегда верила в высказывание Мартина Лютера Кинга, часто цитируемое президентом Обамой: «Дуга моральной вселенной может быть длинной, но изгибается она в сторону справедливости».
«Иногда может казаться, что изгиб этот уж больно длинный, — поверьте, я знаю», — проиронизировала Клинтон над своим поражением, на что зал отозвался одобрительным смехом.
Клинтон также процитировала слова Эдельман о том, что служба обществу — это та арендная плата, которую мы платим за свою жизнь. «Так вот, нельзя прекратить платить, если тебя вдруг что-то не устраивает».
«Я знаю, что многие из вас глубоко разочарованы результатами выборов.
Я тоже — больше чем я когда-нибудь смогу выразить. Но, как я говорила неделю назад, наша кампания никогда не была ради одного политика или одних выборов.
Она была ради страны, которую мы любим».
Клинтон считает, что пока в мире есть дети, растущие в неблагоприятных условиях, то у нее еще много работы впереди. При этом, по словам политика, добиться серьезных изменений в одиночку невозможно, и поэтому она призвала собравшихся не расстраиваться и не разочаровываться в ценностях, в которые они верят.
«Я знаю, что это непросто.
Я знаю, что за прошедшую неделю многие спрашивали себя, та ли Америка страна, какой мы ее себе представляли. Раскол, обнаженный этими выборами, очень глубок.
Но, пожалуйста, прислушайтесь к моим словам: Америка стоит этого. Наши дети стоят этого. Верьте в нашу страну, боритесь за наши ценности и никогда-никогда не сдавайтесь».
Примечательно, что при всей силе сказанных объединительных слов в интонации бывшего госсекретаря все равно чувствовался недостаток искренности, характерный для ее выступлений.
Хиллари Клинтон призвала всех общественных деятелей, представителей всех конгрегаций присоединяться к общественной работе на всех уровнях, участвовать в дебатах и обсуждениях в мэриях своих городов, вести совместную деятельность. Потому что даже «если сейчас так и не кажется, есть общие цели, за которые можно бороться». По словам кандидата от Демократической партии, губернаторы, местные парламенты и мэры ищут новые способы, чтобы поддержать родителей и дать детям доступ к образованию в «красных» штатах, так же, как и в «синих» (цвета республиканцев и демократов). Многие важные законы были приняты за счет совместных усилий обеих партий: например, детское медицинское страхование — «этого никогда бы не случилось без лидеров-республиканцев».
В конце своего выступления Клинтон вспомнила непростую историю жизни своей матери, которую в восьмилетнем возрасте родители вместе с младшей сестрой отправили одних на поезде через половину страны к родственникам в Калифорнию. Здесь, как на мгновение показалось, голос ее наконец дрогнул от эмоций:
«Я представляю себе, как я иду по вагону того поезда, сажусь на деревянное сиденье, обнимаю свою сестру — одинокую и напуганную. Она еще не знает, сколько ей предстоит тягот в жизни. Она еще не знает, что найдет в себе силы их преодолеть — это будет только через годы. Все ее будущее еще неизвестно — как и для нас всех. И она смотрит в окно на огромную страну, убегающую вдаль. И я представляю себе, как я обнимаю ее и говорю: «Посмотри на меня и послушай. Ты все переживешь. У тебя будет своя семья, трое детей. И как бы невозможно было в это поверить, твоя дочь станет сенатором США, будет представлять нашу страну в качестве государственного секретаря и получит более 62 млн голосов на выборах президента Соединенных Штатов».
The New York Times, впрочем, назвала речь Клинтон эмоциональной, добавив, что политик «сдержала слезы» перед речью и предстала перед аудиторией побежденной, но не сломленной.
«Она не говорила об упущенных возможностях или неправильно понятых лозунгах. Напротив, госпожа Клинтон выражала сожаление и вместе с тем осторожно дала понять, что не собирается опускать руки. Она сказала, что хотела бы оказаться в прошлом и сказать своей матери, брошенной в раннем возрасте, чтобы она не отчаивалась», — утверждалось в газетной публикации.
С точки зрения The Washington Post, в выступлении Клинтон ключевым было слово «боль».
Авторы издания описали, как политик несколько раз делала напряженные паузы, чтобы совладать с собой и продолжить речь. «Хиллари Клинтон сделала то, что еще недавно, вероятно, даже не могла себе представить: публично признала победу Трампа», — гласит текст статьи.
CNN сочла речь Клинтон «отчасти размышлением о поражении, отчасти призывом не опускать руки при администрации Трампа». По этим данным, главный политический, а не эмоциональный месседж ее выступления — политические проекты, которыми она намерена заняться в ближайшее время. Это прежде всего законопроекты, расширяющие права американских женщин на отпуск по уходу за ребенком и соответствующие льготы.
По окончательным результатам подсчета голосов, отданных за кандидатов на состоявшихся 8 ноября выборах президента США, Хиллари Клинтон получила большинство голосов — 62,4 млн против 61,2 млн у ее соперника Дональда Трампа. Однако из-за особенностей двухуровневой избирательной системы, в которой учитываются голоса выборщиков от штатов, президентом станет республиканец — здесь у него значительный перевес: 306 против 232. Связано это в первую очередь с тем, что Трампу удалось выиграть в ключевых «колеблющихся» штатах — зачастую с очень небольшим перевесом. В результате в американском обществе снова в повестку дня вернулся вопрос об изменении действующей с момента основания страны системы и переходе к прямым выборам.
В частности, сенатор от Калифорнии Барбара Боксер внесла в конгресс соответствующий законопроект, заявив, что институт выборщиков является «устаревшим и недемократичным». Примечательно, что этого же мнения придерживается и сам избранный президент, хотя от победы Трамп отказываться не собирается.
Для Хиллари Клинтон, как и для огромного числа веривших в ее победу американцев, поражение оказалось настоящим эмоциональным потрясением. Она не стала, вопреки принятой традиции, выступать с признанием поражения в ночь выборов, а собрала своих сторонников уже только на следующее утро. Тогда она призналась, что ей очень больно и будет больно еще долгое время. С тех пор госпожа секретарь целую неделю не появлялась на публике. Однако один раз, через сутки после выборов, жительница штата Нью-Йорк встретила Хиллари и Билла гуляющими с собаками по лесу и попросила сделать селфи, которое позже опубликовала в своем фейсбуке. По ее словам, Клинтон «была очень приветлива».