Без санкций и без виз
Вечером в понедельник Валентина Матвиенко рассказала об итогах своей двухдневной поездки в Иран и переговоров с президентом страны Хасаном Роухани. «Он подтвердил, что с иранской стороны выполняются все обязательства по ядерному досье, и выразил надежду на то, что Россия продолжит оказывать воздействие на западные страны, чтобы они выполнили со своей стороны обязательства по этому соглашению», — сообщила Матвиенко.
Прежде всего под «обязательствами Запада» имелось в виду снятие международных санкций, которые до сих пор только частично сняты с Исламской Республики. Сама «ядерная сделка», заморозившая атомную программу Ирана в обмен на снятие режима международных экономических ограничений, была заключена в июле прошлого года. Россия ранее также участвовала в санкционных действиях.
По итогам встречи с Роухани Валентина Матвиенко заявила о возможной отмене визового режима для граждан РФ.
«Сейчас продолжаются консультации между нашими консульскими службами о дальнейшем ослаблении визового режима, в частности для организованных туристических групп», — заявила спикер Совета Федерации журналистам.
По ее словам, президент Ирана полностью поддерживает эту идею. «Мы готовы двигаться поэтапно к либерализации визовых отношений, с тем чтобы выйти на безвизовый режим между Россией и Ираном», — добавила Матвиенко.
По мнению Владимира Сажина, профессора Института востоковедения РАН, этот парламентский визит был «визитом дружбы».
«У нас всегда были хорошие парламентские отношения, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». — Матвиенко приезжала в Иран, чтобы отметить важность партнерства двух стран».
В ходе других встреч с руководством Ирана Матвиенко обсудила вопросы безопасности, ситуацию в Сирии, а также совместные действия по борьбе с терроризмом. Она отметила, что у стран «схожие взгляды на вопросы безопасности».
Китай следом
15 ноября, на следующий день после визита Матвиенко, в Тегеране принимали еще одну высокопоставленную делегацию — из Китая. В Исламскую Республику приехал глава министерства обороны КНР Чан Ваньцюань для переговоров с иранским коллегой Хосейном Дехганом.
Россия, Китай и Иран ведут активную координацию действий в Сирии. Все три иностранных партнера сирийского президента Башара Асада имеют здесь военное присутствие. Более того, Москва, Пекин и Тегеран заинтересованы в сохранении действующего сирийского режима, в отличие от США и их союзников, которые неоднократно призывали к свержению Башара Асада.
«У нас, конечно, нет абсолютно тождественного понимания будущего Сирии, но сотрудничество имеет место», — говорит Владимир Сажин.
Иран и Россию объединяет и общая проблема — борьба с терроризмом. «Конечно, не все страны считают, что Иран является субъектом, который борется с терроризмом. Например, США и Израиль считают, что Иран содействует исламским экстремистам и организациям, таким как палестинская ХАМАС или ливанская «Хезболла», — рассказал он. — Это довольно спорно, так как Иран тоже страдал от террористических вылазок. И для него, так же как и для всего мира, главным врагом является «Исламское государство» (организация запрещена в России).
Курилы наши
В Тегеране Матвиенко уделила время экономическим вопросам, а также правовому статусу Каспия.
Как заявил президент Ирана на встрече с Валентиной Матвиенко, международные переговоры о создании единого документа по Каспийскому морю скоро принесут плоды.
«Там есть еще шероховатости, но Иран готов к тому, чтобы к саммиту глав каспийских государств в 2017 году конвенция была подписана», — рассказал Хасан Роухани.
Эта тема уже поднималась во время бакинской встречи в августе этого года. Тогда три государства — Россия, Иран и Азербайджан — договорились окончательно решить юридическую проблему в акватории Каспийского моря. Его правовой статус стал проблемой после распада СССР в связи с появлением новых субъектов международного права — Туркмении, Азербайджана и Казахстана.
На данный момент составляется план по реализации бакинских соглашений, направленных также на укрепление экономического сотрудничества в регионе. Уже в 2017 году Иран сможет запустить процедуру подписания соглашения о зоне свободной торговли с Евразийским экономическим союзом, пообещала Матвиенко.
Это уже второй иностранный визит Матвиенко за текущий месяц, в ходе которого она делает громкие заявления международного уровня.
1 ноября, прибыв в Японию, она приковала внимание прессы, напротив, довольно жестким комментарием о проблеме Курильских островов. «Суверенитет России над ними не подлежит сомнению, — заявила она. — Как заметил глава российского государства Владимир Путин, мы территориями не торгуем. Вместе с тем мы готовы идти на поиск такого компромисса по вопросу о мирном договоре, который может устроить обе стороны».
По мнению политолога Аббаса Галлямова, громкие иностранные визиты пока не говорят о смене политического амплуа Матвиенко: глава Совета Федерации на хорошем счету в Кремле, и эти визиты только подчеркивают ее влияние. «Благодаря хорошему личному отношению к ней Владимира Путина Матвиенко всегда чувствовала себя достаточно свободной», — заявил «Газете.Ru» эксперт.