На первых всенародных выборах президента Молдавии убедительную победу одержал кандидат от Партии социалистов Игорь Додон, которого считают «пророссийским кандидатом». Во втором туре Додон набрал 55% голосов избирателей, его главная соперница Майя Санду получила 45% голосов, заявили в ЦИК страны.
Санду выступала единым кандидатом от альянса проевропейских сил, выступающих за более тесные отношения Молдавии с ЕС. Ранее она заявляла о необходимости объединения Молдавии и Румынии в одно государство. Несмотря на то что обработаны еще не все бюллетени, Додон заявил о своей победе и поблагодарил своих сторонников.
Оппозиционная же коалиция заявила о массовых фальсификациях и призвала сторонников выйти сегодня на улицы с акцией протеста.
Додон имеет большой политический опыт, он прошел путь от депутата парламента до вице-премьера страны. Долгие годы он был соратником президента страны Владимира Воронина и входил в Партию коммунистов, де-факто социал-демократическую. Но в 2011 году после публичного конфликта пути Воронина и Додона разошлись, и он перешел в Социалистическую партию. Политик считается пророссийским, так как неоднократно выступал за улучшение отношений Молдавии и России, а также он имеет связи в российской политической элите.
Он заявлял, что в случае избрания президентом первый свой визит совершит в Россию, чтобы «обсудить вопросы дружбы, сотрудничества и урегулирования конфликта в Приднестровье».
«Нынешняя власть имитирует диалог с Россией», — критиковал оппонентов Додон в интервью ТАСС.
В октябре этого года Додон заявлял, что собирается в случае прихода к власти провести референдум, на котором поставит вопрос об отмене соглашения об ассоциации с ЕС, которое, по его мнению, было принято наспех.
Надо отметить, что Молдавия является не президентской, а парламентской республикой, а значит, личность Додона не будет иметь решающего значения в политике страны. В действующем парламенте у сторонников нового президента не имеется парламентского большинства для продвижения его инициатив, отмечает заведующий сектором стратегических оценок ИМЭМО РАН Сергей Уткин.
По мнению эксперта, в победе Додона «меньше какого-то однозначного интереса к России и больше разочарования в результатах, к которым привела ориентация на евроатлантические институты».
Примечательно, что по ключевому для российской политики крымскому вопросу Додон не раз высказывался однозначно в пользу официальной позиции Москвы: после проведения референдума в 2014 году полуостров является частью РФ. Однако эксперты отмечают, что подобное заявление является не признанием Крыма, а лишь констатацией факта. Политик также заявлял, что ситуация с Крымом подстегивает начало политических переговоров с Приднестровьем. Он готов предложить ПМР широкую автономию в составе единой Молдавской федерации.
Уткин считает, что решение приднестровской проблемы может стать важным политическим ходом для избранного президента: «Наиболее интересной в контексте прошедших выборов может стать очередная попытка интенсифицировать процесс приднестровского урегулирования, но и эта задача остается трудноразрешимой».
Заместитель главы Института стран СНГ Владимир Жарихин согласен с подобным утверждением и считает, что с приходом Додона есть основания для изменений в вопросе Приднестровья. «Почему отделилось Приднестровье? Дело не в национальном или политическом вопросе. Проблема была в одном — будет ли Молдова присоединяться к Румынии», — говорит Жарихин.
Он отмечает, что избрание Додона означает отказ от курса на объединение с Румынией, а сам новый президент говорит о федерализации страны.
Напомним, что последней попыткой решения проблемы Приднестровья был так называемый меморандум Козака, названный так по имени российского вице-премьера. В документе говорилось о возможной интеграции Приднестровья в Молдавию, что превращало бы страну в «асимметричную федерацию». Но тогдашний президент страны Владимир Воронин в последний день отказался подписывать меморандум, мотивируя это тем, что его цель — признание независимости Приднестровья.
Западная пресса проводит параллели между президентскими выборами в Молдавии и другой стране региона — Болгарии. Там президентом стал кандидат от Болгарской социалистической партии Румен Радев — бывший генерал ВВС, так же как и Додон, заявлявший о необходимости налаживания отношений с Россией и отмене санкций. Жарихин считает, что избрание Додона и Радева, как и избрание Трампа в США, а также Brexit, — это события одного порядка, демонстрирующие усталость избирателей от курса «либеральной глобалистики».
Сам Радев, правда, уже заявил, что Болгария будет стремиться развивать отношения как с Россией, так и с США, а вопрос санкций — это работа правительства. Председатель правительства Бойко Борисов уже пообещал, что в стране по итогам выборов будет сформирован новый кабинет министров. Это должно стать логичным следствием поражения кандидата от правящей партии ГЕРБ.