«Финансовый майдан» наряду с тарифным и другими «майданами» помельче не в первый и не в последний раз пытается расшатать ситуацию в Киеве громкими акциями. Но пока «горячая» осень, которую обещали Украине еще в августе, несмотря на обилие поводов для возмущения, не переходит в стадию массовых протестов и уже не обещает достижения главной цели украинской парламентской оппозиции — досрочных выборов в Верховную раду в ближайшее время. Даже скандальная кампания против главы Национального банка и «человека Порошенко» Валерии Гонтаревой не подняла волну народного гнева. «Газета.Ru» попыталась разобраться в причинах политической непотопляемости крайне непопулярного правительства и пришла к выводу, что, похоже, дело в тотальном недоверии к политикам и политике в любой ее форме.
Битва миллиардеров
Ведущий атаку на Национальный банк Игорь Луценко представляет политическую силу Юлии Тимошенко. Но среди 35 подписантов заявления о преступлениях Гонтаревой есть и представители «Самопомощи», и Радикальной партии, и даже «Блока Петра Порошенко». А инициатором наиболее технологичной атаки этой осени на украинскую власть является и вовсе внефракционный депутат, бывший губернатор Донецкой области Сергей Тарута. Несмотря на всю сложность и спланированность атаки, началась она с «фальстарта». По признанию источников «Газеты.Ru», близких к оппозиции, началась атака на пару недель раньше намеченного срока из-за резонансного заявления Национального банка Украины в середине октября. Валерия Гонтарева тогда нанесла превентивный удар и потребовала от СБУ и Национального антикоррупционного бюро открыть уголовные дела против Таруты за дискредитацию деятельности Национального банка. Открытое письмо Сергея Таруты президенту Украины Петру Порошенко и нападки на Гонтареву со стороны Верховной рады последовали почти сразу же, но эффект от разоблачений все равно оказался смазанным.
Вместо нападающего Тарута оказался в роли защищающегося.
Дискредитацией Нацбанка Гонтарева посчитала раздачу своим оппонентом на встрече с представителями МВФ в Вашингтоне красочной брошюры на английском с говорящим названием «Гонтарева: Ущерб экономической безопасности Украины». Нервная реакция главы финансового ведомства вполне объяснима. Это на Украине Тарута экс-миллиардер, депутат-мажоритарий от Мариуполя, один из 450 заседающих под куполом Верховной рады. В финансовом же мире он — знаменитый учредитель Индустриального союза Донбасса, который смог получить кредитную линию в $3,5 млрд на реконструкцию крупнейшего в Луганской области Алчевского металлургического комбината. Контрольный пакет акций АМК еще до войны был продан российскому ВТБ, но репутация при Таруте осталась.
В эфире одного из украинских телеканалов глава Нацбанка назвала брошюру о себе сборником, «полным инсинуаций и совершенно недостоверной информации с различных «желтых» сайтов», и подборкой «исключительно недостоверных и непрофессиональных данных».
Брошюру Таруты можно легко скачать в интернете. Там 13 страниц плотного текста с таблицами и обвинениями Валерии Гонтаревой в непрофессионализме и коррупции. Многие упреки действительно выглядят совершенно очевидными: падение гривны в 2,5 раза, уничтожение кредитования, рост доли на украинском финансовом рынке коммерческих банков с российским капиталом за последние пару лет с 12 до 44%...
Дальнейшие события показали, что обвинения в адрес Гонтаревой — не просто частная инициатива отдельно взятого депутата. Финансовый комитет Верховной рады, возглавляемый представителем Радикальной партии Олегом Ляшко, принял шестью голосами «за» из присутствовавших девяти депутатов обращение к Петру Порошенко с требованием уволить Гонтареву. На комитете громкую речь в поддержку отставки главы Нацбанка произнесла Юлия Тимошенко, в парламенте начался сбор подписей депутатов под заявлениями о преступлениях Гонтаревой.
«В ближайшие дни после этих выходных последуют заявления в Генеральную прокуратуру и МВД, — рассказал «Газете.Ru» политтехнолог, близкий к «Батькивщине». — Сейчас решается вопрос о форме подачи. Параллельно идет процесс создания ТСК, который я прогнозировать не берусь, своих представителей должны делегировать все фракции».
Под аббревиатурой ТСК скрывается временная следственная комиссия Верховной рады, создаваемая для проведения парламентского расследования. Это тот максимальный информационный повод, на который сейчас рассчитывают фракции условной парламентской оппозиции.
Черные дыры банковской системы
«Порошенко не сдаст Гонтареву, — утверждает источник «Газеты.Ru», близкий к администрации президента. — Подобная отставка может вызвать обрушение всей выстроенной системы власти. Да и реальных причин для нее нет».
«Гонтарева — человек Порошенко. И раскачивание ситуации вокруг нее создает проблемы президенту, это очевидно, — пояснил расклад «Газете.Ru» украинский политолог Евгений Магда. — Но тут нужно обратить внимание и на то, что проблемы в банковской системе страны действительно существуют. Есть банк «Михайловский», есть банки Олега Бахматюка, где долгов под миллиард евро, и есть еще целый ряд проблемных коммерческих банков. Сама Гонтарева говорит, что налицо попытка раскачать финансовую систему страны».
Олег Бахматюк — один из новых украинских олигархов, разбогатевший на сельском хозяйстве. 31 октября 2016 года суд по иску Нацбанка арестовал имущество Бахматюка на сумму 1,2 млрд грн. По сообщению на официальном сайте Национального банка Украины, Олег Бахматюк опосредованно владеет банками «ВиЭйБи Банк» и КБ «Финансовая инициатива». Правление НБУ отнесло эти банки в разряд неплатежеспособных соответственно 20 ноября 2014 года и 23 июня 2015-го. Банк «Михайловский» признан неплатежеспособным 23 мая 2016 года — именно его вкладчики перекрывали Крещатик в Киеве на прошлой неделе и участвовали в митинге при передаче Луценко заявления о преступлении в Антикоррупционное бюро. Нельзя было не заметить, что первый ряд «стихийного» митинга нес одинаковые типографские плакаты с обложкой той самой брошюры про Гонтареву.
Борьба с неплатежеспособными банками — одна из тяжких проблем Национального банка Украины. В брошюре Сергея Таруты есть цифра в 80 млрд грн — объем государственного рефинансирования коммерческих банков, хозяева которых впоследствии бежали из страны. Несмотря на скандальность претензий, пока нет никаких признаков, что сложная для понимания простых граждан финансовая дискуссия может серьезно раскачать ситуацию в стране.
«Аргументация Таруты для людей с короткой памятью, а на других не работает, — поясняет Евгений Магда. — Тут же возникают, например, вопросы: что со средствами Индустриального союза Донбасса и как Сергей Алексеевич Тарута стал миллионером из миллиардеров?»
Бедность — залог стабильности
Ключевым вопросом украинской политической повестки дня второй год подряд являются сроки досрочных парламентских выборов, которые вполне могут потянуть за собой и досрочные перевыборы президента. К выборам готовятся, о выборах говорят, но дестабилизации все не происходит. В досрочных выборах заинтересованы практически все: «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Оппозиционный блок», Радикальная партия Олега Ляшко, «Самопомощь» мэра Львова Садового и даже не попавшая на прошлых выборах в парламент «Свобода». По разным причинам все эти силы уверены в возможности увеличения своего представительства в парламенте и усилении влияния на политическую жизнь страны.
Нынешняя Верховная рада не соответствует политическим предпочтениям населения на данный момент. На прошлых парламентских выборах первое место по партийным спискам получил «Народный фронт» Арсения Яценюка, Александра Турчинова и Арсена Авакова. Сейчас он имеет рейтинги, близкие к статистической погрешности, при этом продолжает контролировать ключевые министерства в правительстве, посты главы СНБО и спикера Верховной рады. Соответственно, внутри страны против досрочных выборов выступают только «фронтовики» и сторонники президента Порошенко.
Значительно важнее, что идею любых досрочных национальных выборов не поддерживают доноры Украины. И это один из главных стабилизирующих факторов политической жизни Украины. Обычно рекомендации западных эмиссаров не попадают на страницы газет. Но специально для «Газеты.Ru» подробностями поделился лидер одной из общественных организаций, присутствовавший год назад на праздновании юбилея деятельности на Украине фонда «Возрождение», где лично выступал финансист Джордж Сорос.
«Он просто объяснил, что согласно уставу МВФ он не предоставляет финансирование странам в момент политической трансформации, — рассказал источник. — А у нас любая общенациональная кампания — это три месяца, плюс три месяца надо дать на создание коалиции, формирование правительства и подтверждение им ранее взятых обязательств.
Сорос на пальцах показал, что шесть месяцев без траншей МВФ Украина не выдержит, а значит, ее как страну сейчас разрушит любая национальная избирательная кампания.
При выходе c мероприятия каждому раздали брошюры с выступлением Сороса, чтобы дома перечитали».
Ситуация с финансами на Украине, если верить докладу Сергея Таруты, с тех пор не сильно изменилась.
Коллективный Навальный
«По состоянию на сегодня я не вижу варианта инициирования досрочных парламентских выборов, — говорит «Газете.Ru» украинский политолог Евгений Магда. — Осенью раскачать ситуацию уже не успеют, все перемещается на весну.
В середине декабря начинается «украинский рамадан»: на месяц все политики разъедутся отмечать Рождество, Новый год, Крещение, и не до этого будет.
Так что можно констатировать, что «горячей» осени с массовыми протестами не случилось. Власть сохраняет возможность играть на опережение, говорить о субсидиях, рекламировать успешный опыт получения траншей и т.д.».
Кроме того, временно ушло давление со стороны «новых» партий. Тот же украинский политический проект Михаила Саакашвили пока не оформлен. О его партии известно, что называться она будет «Хвиля» (волна — укр.), но в какие берега будет бить эта «волна», пока непонятно. По украинскому законодательству, Саакашвили сможет баллотироваться в парламент только в 2018 году, а в президенты — в 2023-м. В его случае действует ценз в пять и десять лет проживания в стране, и есть жесткая дата отсчета — ноябрь 2013-го, когда Саакашвили еще был президентом Грузии и раньше которой факт проживания на территории Украины доказать не получится. Поэтому одесский губернатор заинтересован в постоянном давлении на власть, но не заинтересован в новых выборах в ближайшее время, особенно сразу после громкого поражения на выборах в Грузии другой политической силы Саакашвили.
Есть проблемы с единством и у парламентских оппонентов Порошенко.
«Парламентская оппозиция не едина, — объясняет «Газете.Ru» Евгений Магда. — Если объединение Тимошенко и Ляшко, исходя из особенностей их электоратов, еще возможно, то объединение с «Самопомощью» Андрея Садового уже проблематично, а союз Тимошенко и «Оппоблока» просто жестко ударит по электоральным позициям и тех и других. Поэтому у этой коалиции есть проблемы. А новые силы избиратель пока не видит».
Впрочем, вопрос досрочных политических выборов, расклады сил в парламенте и вне его многие наблюдатели считают несущественными на фоне скандала с обнародованием украинскими политиками электронных деклараций, который может смести нынешний украинский политический класс как таковой. Запуск работы системы электронного декларирования имущества госслужащих стал ключевой темой повестки дня на Украине. Теперь каждый чиновник страны, от президента до главы сельсовета, под страхом тюрьмы обязан лично задекларировать не только свою недвижимость, автомобили и сбережения, но и любые предметы роскоши: одежду, коллекции живописи, вин, монет и другой антиквариат.
«Понимаете, если в России только один политик занимается расследованием коррупции, то в Украине сегодня это делает каждый, у кого есть выход в интернет, — пояснил значение произошедшего «Газете.Ru» украинский политолог Константин Батозский. — Прогнозируемо, что все политики оказались людьми без меры зажиточными.
То, в чем каждый украинец был внутренне убежден, теперь получило свое документальное подтверждение: воруют все, ну или почти все!
Как результат, граждане стали относиться к риторике всего политического класса слегка иначе: вместо обсуждения высоких материй нулевым вопросом ко всем политикам сегодня стал «откуда деньги?». Это подрывает доверие граждан к полулистам и полностью сводит на нет перспективу досрочных выборов. Нет никакого резона менять одних продажных политиков на других. В этих условиях украинцы начали активно искать в политике новые лица. И этот процесс обещает быть ключевым, потому что он может привести к беспрецедентному обновлению политической сцены. Но кто бы ни пришел к власти, они все равно не смогут выйти за рамки, заданные «майданом»: безусловная евроинтеграция и восстановление границ 1991 года».
Как бы то ни было, но эту осень нынешняя украинская власть, похоже, уже пережила.