Сейчас соцсети экс-главы избирательного штаба Дмитрия Гудкова Максима Каца и председателя московского «Яблока» Сергея Митрохина наполнены взаимными обвинениями. Причины этого — планируемая Кацем попытка сместить Митрохина.
План передела власти не держится в секрете. Сам Кац подробно описал его в своем «Живом журнале». Его суть очень напоминает приемы, которыми в свое время пользовался политтехнолог Андрей Богданов. Сторонники политика вступают в партию и регистрируются в местных отделениях города. Как только в них набирается достаточное количество человек, запускается процедура переизбрания его председателя. После получения достаточного контроля над местными отделениями похожая процедура повторяется на региональном уровне уже с Сергеем Митрохиным.
Последний считает подобные планы «рейдерством». По словам Митрохина, подобная процедура играет на руку московским властям, к которым Кац, как утверждается, гораздо менее оппозиционен, чем Митрохин.
«Нам говорят, что мы много ругаем власть и это плохо. А вместо этого нам предлагают переводить западные учебники и устраивать лектории. Кроме того, мы знаем о дружбе этого товарища с некоторыми представителями мэрии Москвы. Что тут еще подумать?» — ссылается партийный лидер на один из постов Каца.
Буквально накануне оппозиционер написал большой пост о том, что нужно делать в оппозиционной деятельности, чтобы добиться своих целей. В нем он пишет, что сейчас московское «Яблоко» взяло на себя роль «бескомпромиссных городских оппозиционеров», которые не могут ничего добиться. «Ввели платные парковки — безобразие, где дедушка-ветеран припаркует «Запорожец». Нет платных парковок — безобразие, опять пробки огромные, как больная мать-одиночка с тремя детьми до поликлиники доедет. По каждому из таких поводов можно еще организовать пикет или митинг», — описывает свое видение тактики нынешних представителей «Яблока» Кац.
Сам он же предлагает привнести в партию урбанистическую повестку, а также больше заниматься здравоохранением и образованием: «Находим лучшие мировые практики в соответствующей сфере, популяризируем их, объясняем, как, что и почему работало и срабатывало, находим тех, кто понимает, как адаптировать их под наши реалии и какие требуются реформы в каждой из сфер, выпускаем доклады, переводим книги, устраиваем лектории, толкаем небольшие и крупные реформы в этих сферах в соответствии с описанным выше».
Кац не считает то, что он делает, рейдерством: «Это никакой не рейдерский захват, я не собираюсь искать людей на массовках.ру, чтобы они вступили, проголосовали за меня и вышли. Такие случаи бывали в «Яблоке», но тут случай другой». Он подчеркивает, что в партию по его призыву идут люди, которые голосовали за эту партию и которым «небезразлично» происходящее в стране.
По уставу «Яблока», заявления вновь желающих вступить в партию должны быть рассмотрены на региональном совете партии. Максимальный срок этой процедуры — три месяца со дня подачи заявления. Кац заявляет в этом плане о «легком аппаратном давлении». Рассмотрение заявлений отложено на максимальный срок. Пока по его призыву в партию готовы вступить уже 280 человек. Для сравнения, старых членов партии в московском отделении — 399.
Митрохин, в свою очередь, заявляет, что не даст так просто отнять партию. По его словам, подобные попытки уже были: «Нас пытался захватить еще Гончар в 90-е. Мы это уже проходили». По словам лидера московского «Яблока», если вновь пришедшие ничего не знают о партии, за исключением того, в какое отделение им нужно вступить, то партийного билета им не видать.
«Приходят. Говорят, что хотят менять партию. При этом ничего не знают ни о партии, ни что конкретно менять», — описывает Митрохин некоторых новых потенциальных членов партии.
Кроме того, в московском отделении партии начинает действовать и третья сила. Кирилл Гончаров, также баллотировавшийся от партии по одномандатному округу в Москве, через свои социальные сети заявляет о все вновь приходящих в партию людях, которые работали на его избирательной кампании.
Политолог Вячеслав Смирнов рассказывает, что «Яблоко» схожим методом уже пытался в свое время захватить политтехнолог Андрей Богданов. Дошло до того, что лидеру партии Григорию Явлинскому пришлось даже распускать московское отделение. Именно тогда в партии был введен обязательный «кандидатский стаж», представлявший собой временную паузу между подачей заявления о вступлении и фактическим принятием в партию. Однако потом его отменили. «Понятно, что без него у хорошего полевика может появиться искушение отобрать партию», — объясняет Смирнов.
Исход дела будет зависеть от действий Митрохина. «Если Митрохин примет решение не впускать новых партийцев, то он останется. Нет — его похоронят», — прагматично объясняет эксперт. При этом что Кацу, что Митрохину, по его мнению, прежде чем говорить о политических амбициях, следует доказать, что у них есть свои сетки сторонников, хотя бы такие, как у оппозиционера Алексея Навального и Григория Явлинского.
Кстати, позиция Явлинского по конфликту пока непонятна. Два источника «Газеты.Ru» в партии не смогли ответить на вопрос, как он будет действовать в подобной ситуации.
Смирнов не исключает, что он мог не только поддерживать, но даже инициировать действия Каца, поскольку Митрохин какое-то время был председателем партии. «Бывшим председателем партии быть тяжело», — намекает Смирнов.
В свою очередь политолог, экс-сотрудник администрации президента Андрей Колядин отмечает, что в подобных брожениях внутри партии нет ничего удивительного: «Партийная жизнь всегда связана с такими интригами. Собственно, задача любой партии — это борьба за власть. И она распространяется не только на действия партии в стране, но и на действия активных лидеров внутри партии». В парламентских партиях система власти уже сложилась, а вот в «Яблоке» — нет. Тем более ситуация выглядит абсолютно логично и в свете не самой удачной думской кампании партии.
«Запущенные сейчас механизмы зрели давно. Акела промахнулся. И в рамках этой парадигмы начинает действовать внутренняя оппозиция», — говорит Колядин. Они начинают увлекать за собой людей, которые чувствуют себя проигравшими и надеются, что под новым «мудрым управлением» что-то изменится. При этом Колядин не исключает, что в будущем эти процессы могут не ограничиться московским отделением. Они вполне могут дойти и до неформального лидера партии — Явлинского.
Впрочем, рассуждая о Митрохине и Каце, эксперт отмечает, что все-таки не считает их «лидерами». Чего нельзя сказать о Дмитрии Гудкове, кампанию которого вел Кац.
«Гудков — это человек, который заставил систему сильно напрячься, чтобы он не выиграл. А система здесь очень могучая. Она способна обеспечить любые результаты. А он чуть было ее не переиграл», — считает политолог.
Сам Максим Кац в разговоре с «Газетой.Ru» заявил, что еще когда он только вступал в партию и общался с Явлинским, то поставил того в известность о своих планах: «Я говорил, что хочу стать председателем московского отделения и оживить деятельность этого отделения». Политик подчеркивает, что он не спрашивал разрешения, но дал знать о своих планах. Информировать Явлинского он продолжает и сейчас, тем более что о своих намерениях Кац открыто пишет в социальных сетях.
«Моя цель — активизировать людей, которые в принципе симпатизируют демократам и «Яблоку», но в партию не входят. Именно по этой причине это не рейдерство в стиле Богданова. Он заводил в партии людей за деньги. В моем же случае в партию попадают те, кто действительно поддерживает партию и готовы работать с ней», — рассказывает Кац.
Обоснованны ли опасения некоторых ветеранов «Яблока», что следующим этапом для Каца станет посягательство на федеральный уровень? «Я думаю, бояться здесь нечего. Если по всей стране в партию начнут вступать активные люди, вдохновленные примером Москвы, это сыграет ей только на руку. Я не имею амбиций занимать в партии какие-то федеральные посты, но, если в партию начнут вступать люди в других городах, я буду только рад», — объясняет политик.
Что касается Митрохина, Кац соглашается, что у него есть и полезные проекты на муниципальном уровне, которые он будет рад поддержать. Но человек, получивший на предыдущих мэрских выборах низкий результат, не может сразу идти на следующие и возглавлять отделение.
В разговоре с «Газетой.Ru» Кац также заявил, что не исключает сценария, при котором главой московского отделения станет не он и Митрохин, а кто-то другой.