На пост президента претендуют девять кандидатов. Шестеро из них, по данным соцопросов, суммарно набирают не более 5–6%. Реальные шансы стать президентом есть только у трех кандидатов. Это лидер Партии социалистов (ПСРМ) Игорь Додон, единый кандидат от правых сил Майя Санду (по стечению обстоятельств ее поддерживают и оппозиционные либеральные партии, и частично партия власти) и кандидат от левой Нашей партии журналист Дмитрий Чубашенко.
По мнению местных экспертов, одного тура для выявления победителя будет недостаточно. Ни один из кандидатов не сможет набрать сегодня более 50% голосов, необходимых для победы в первом туре. Если никому не удастся получить абсолютное большинство голосов, то через две недели пройдет второй тур, в котором примут участие два лидера первого тура. На данный момент самые высокие шансы на выход во второй тур у Игоря Додона, на которого делает ставку Россия: за него готовы проголосовать 35–40%. Шансы Санду и Чубашенко скромнее.
Системный и несистемный западники
Главный кандидат от оппозиции Майя Санду — бывший министр образования Молдавии, ныне председатель партии «Действие и солидарность» (ПДС). Именно при ней была проведена катастрофическая оптимизация системы школьного и высшего образования. В результате этих реформ, например, были закрыты 250 школ по всей стране. В сельской местности возникли значительные проблемы с получением даже начального образования.
До работы в министерстве образования Санду успела поработать в структуре Всемирного банка в США.
После выдвижения кандидатом от ПДС рейтинг компромиссного кандидата от оппозиции составлял 12–15%. В середине октября кандидаты от оппозиционных и евроориентированных Либерально-демократической партии и партии «Платформа «Достоинство и правда» после долгих переговоров сняли свои кандидатуры. Руководитель «Платформы «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе был одним из лидеров массовых протестов в январе 2016-го в Кишиневе (необходимо отметить, что Майя Санду никакого непосредственного участия в акциях не принимала). Эти протесты объединили и левых, и либералов и были направлены против нынешнего правительства и олигарха Владимира Плахотнюка, которого оппозиция обвиняет в узурпации власти в Молдавии.
Хотя рейтинг Нэстасе не уступал рейтингу Санду, он все же принял решение сняться с предвыборной гонки и агитировать за главу ПДС. По мнению Дмитрия Чубашенко, на Нэстасе «надавили из «вашингтонского обкома». «Евросоюз и США в молдавских выборах сделали ставку на Санду, — рассказал в интервью «Газете.Ru» Чубашенко. — Поэтому свое решение Нэстасе принимал не самостоятельно. Санду работала в США, училась там.
Это абсолютно прозападный человек, своеобразный Яценюк в юбке. Вот именно такой президент и нужен Западу у нас в Молдавии».
Абсолютной неожиданностью стал отказ от участия в предвыборной гонке кандидата от Демократической партии (ДПМ) Мариана Лупу (это партия власти, в которую входит Плахотнюк). 26 октября Лупу сообщил журналистам, что снимает свою кандидатуру в пользу Санду. «Демпартия за то, чтобы выборы президента Молдавии выиграл проевропейский кандидат. Чтобы было больше уверенности в победе, по кандидату от правых сил, нужно уверенное решение. Вместе с коллегами мы согласились, чтобы я вышел из предвыборной гонки», — цитирует заявление Лупу РИА «Новости».
Часть избирателей, собиравшихся голосовать за единого кандидата от правой оппозиции, оказались в замешательстве.
«Зачем Плахотнюк так поступил? Ясно, что Лупу снялся по его указанию. Может быть, Плахотнюк пытается таким образом обелить себя в глазах Запада, где находятся его счета и собственность? А может быть, наоборот, пытается «потопить» основного европейского кандидата», — рассуждает Виктор Шорник, активный участник январских протестов и сторонник евроинтеграции.
«Черная лошадка»
Отказ участвовать в выборах Андрея Нэстасе и решение Мариана Лупу усилили позиции Дмитрия Чубашенко. Нэстасе стал крайне популярен во время зимних демонстраций. Те, кто готовы были голосовать за него как за уличного лидера, теперь, вероятнее всего, отдадут свои голоса за Чубашенко. По крайней мере, в этом уверен сам кандидат от Нашей партии, которая вместе с социалистами и сторонниками Нэстасе была основным локомотивом протестов. Высказанная же поддержка Лупу теперь оттолкнет часть электората от Санту.
В начале предвыборной гонки соцопросы показывали, что Чубашенко готовы поддержать 5–7% избирателей. Сегодня он вполне может поспорить за второе место с Санду. Местные издания предполагают, что оппозиционера поддержат не менее 12–14% молдавских граждан, которые придут на избирательные участки. Трудность для Чубашенко заключается в том, что он рассчитывает главным образом на левый и пророссийский электорат. Этот же электорат обеспечивает популярность лидера предвыборной гонки Игоря Додона. Программа Додона предполагает отказ от либеральных реформ, которые проводились в последние годы в стране, федерализацию Молдавии, необходимую для разрешения приднестровского конфликта, и сближение с Россией.
«Он не выполнит свою программу, — уверен кишиневский журналист и левый политический активист Павел Григорчук. — Никакого сближения с Россией не будет.
Это будет местная версия Януковича — будет лавировать между Россией и Евросоюзом, но постепенно все больше и больше будет отклоняться в сторону Запада».
Программа Чубашенко сводится к одному указу, который он обещает выпустить, если выиграет выборы: о скорейшем роспуске парламента. Скандальность хода заключается в том, что молдавское правительство формируется парламентом. Поэтому ответственность за нынешнюю внешнюю и внутреннюю политику страны лежит не только на правительстве, но и на депутатах, его выбравших. «Распустив парламент, можно будет сломать систему, которую установил в Молдавии Плахотнюк», — уверен кандидат от Нашей партии.
Призрак «майдана»
Политологи отмечают, что в отличие от, например, США и России общество в Молдавии сейчас чрезвычайно политизировано. Прогнозируется явка 65–70%. Даже старшеклассники публично обсуждают достоинства и недостатки кандидатов в президенты. В стране очевиден довольно четкий региональный раскол по политическим предпочтениям. На севере и юге, особенно в автономии Гагаузия, очень сильны позиции кандидатов от социалистов и Нашей партии. Центральная часть страны и Кишинев предпочитают либеральный путь развития и евроинтеграцию.
Жители Приднестровья в значительной мере равнодушны к предстоящим выборам в Молдавии.
Не менее трети из них (точных данных нет, только оценочные) имеют молдавское гражданство. Для того чтобы проголосовать, им необходимо выехать из непризнанной республики на территорию, подконтрольную кишиневскому правительству. Обычно около 10–15 тыс. приднестровцев принимают участие в молдавских выборах (общее количество зарегистрированных избирателей в Молдавии составляет 3,1 млн человек).
Политические активисты, эксперты и рядовые избиратели очень часто проводят параллели между нынешними президентскими выборами и событиями, произошедшими на Украине в 2004 и 2013–2014 годах.
В обществе наметился раскол по поводу политических предпочтений. Около половины граждан настроены на дружбу с Россией. В то же время от 15 до 20% граждан хотят продолжения евроинтеграции.
Бывший заместителем министра экономики в 2000-х годах (тогда ведомством руководил нынешний фаворит Игорь Додон) Юрий Мунтян считает, что на стороне «евроинтеграторов» активнейшая часть студенчества. И они могут выйти на протесты по итогам выборов. «Запад дал четко понять: либо Санду, либо «майдан», — и никаких других сценариев».
«Если победит Додон, нас ждет «майдан», — высказал свое предположение Мунтян.
— Россия выступила за Додона, но она не будет принимать никаких мер, чтобы защитить его возможную победу. Она просто отойдет в сторону, как это было на Украине в 2004-м и 2014-м. Однако, я думаю, что «майдан» в Молдавии вызовет радикализацию и ответные действия ориентированных на Россию, настроенных на левую альтернативу граждан. Последствия для страны могут быть самые страшные».