По словам главы МИД РФ Сергея Лаврова, «умеренная оппозиция» в сирийском городе Алеппо должна быть приравнена к террористам. Дипломат мотивировал это тем, что признаков размежевания между двумя группами нет.
Лавров напомнил о заявлении главы Госдепа США Джона Керри на заседании международной группы по поддержке Сирии в начале этого года. В рамках мероприятия в присутствии высокопоставленных представителей двух десятков стран обсуждалась необходимость размежевания оппозиции и террористов в Алеппо.
«Завершил Джон Керри свое высказывание следующими словами: «Если кто-то из отрядов умеренной оппозиции не отмежуется от «Джебхат ан-Нусры» (организация запрещена в России), они будут законной целью, точно такой же законной целью, какими являются ИГ (организация запрещена в России) и «Джебхат ан-Нусра» (обе организации запрещены в России)», — рассказал Лавров.
«Учитывая полное отсутствие признаков того, что умеренная оппозиция собирается в Восточном Алеппо отмежеваться от «Ан-Нусры», наступило время, чтобы эта логика, которую Джон Керри изложил, обрела какие-то практические очертания», — добавил российский дипломат.
Заявление Лаврова было сделано на пресс-конференции по итогам встречи с сирийским коллегой Валидом Муаллемом и главой иранского МИДа Мохаммадом Джавад-Зарифом. И тот и другой, очевидно, не имели ничего против предложения Лаврова.
Войска, лояльные сирийскому президенту и союзнику Москвы Башару Асаду, с начала 2016 года штурмуют стратегически важный город Алеппо. Сирийская авиация при поддержке российской наносит по восточной части города удары с воздуха. Здесь в окружении находится целый ряд боевых группировок, некоторые из которых считаются умеренно оппозиционными, а другие — террористическими, как, например, «Джебхат Фатх аш-Шам» (организация запрещена в России), которая также известна под названием «Фронт ан-Нусра» или устаревшим «Джебхат ан-Нусра».
Сопутствующий ущерб
Встреча глав МИД России, Ирана и Сирии — это попытка восстановить процесс урегулирования конфликта в Сирии после фактического провала дипломатического процесса между Россией и США. В начале октября Вашингтон объявил, что разрывает контакты с Москвой в том числе из-за ударов, которые российские ВС наносят по мирным жителям Алеппо.
Россия отвергает обвинения в военных преступлениях на территории Сирии. 26 октября постпред РФ при НАТО Александр Грушко в интервью немецкому телеканалу DW заявил, что Россия «не бомбит гражданских лиц» — по крайней мере, намеренно.
«Впрочем, сопутствующий урон от боевых действий может быть», — признал дипломат, добавив, что «у России нет необходимости доказывать свои мирные намерения».
Выступая 27 октября на сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай», президент России Владимир Путин заявил, что договоренности России и США по борьбе с терроризмом не сработали. «В Вашингтоне нашлись силы, которые сделали все, чтобы договоренности не были реализованы на практике. Все это демонстрирует иррациональное стремление западных стран раз за разом повторять свои ошибки, как у нас в народе говорят: «наступать на одни и те же грабли», — сказал политик.
Россия неоднократно подчеркивала свое стремление согласовать с США список террористических организаций, действующих в Сирии, которые можно бомбить. Это существенно снизило бы шанс российско-американских военных инцидентов в сирийском небе и позволило бы ВС двух стран лучше координировать свои действия, не раз убеждал Лавров в своих публичных заявлениях. Однако переговоры с Вашингтоном о создании такого списка не увенчались успехом.
На пресс-конференции по итогам переговоров 28 октября Лавров также заявил, что «террористов надо добивать».
Если Россия окончательно откажется от идеи размежевания террористических групп с террористами, находящимися в Алеппо, это станет большим подспорьем для сирийских войск и иранских подразделений, штурмующих город.
Впрочем, несмотря на предыдущие заявления Керри, на которые ссылался Лавров, США отнюдь не готовы смириться с перспективой масштабных российских бомбардировок Алеппо. Соединенные Штаты считают недопустимым, что Россия продолжает бомбить город, и уверены, что от этого страдают в первую очередь мирные жители, а не боевики.
По мнению Вашингтона, Кремль здесь просто продвигает свои политические интересы, позволяя своему союзнику Башару Асаду вернуть контроль над важным стратегическим пунктом на севере Сирии.
Застолбить Алеппо
Интересы Ирана, России и собственно Дамаска также не тождественны друг другу и нередко вступают в противоречия, что способствует затягиванию конфликта.
«Сейчас для Сирии, Ирана и России действительно важно выработать одну согласованную линию и найти один общий знаменатель, чтобы занять четкую позицию, так как нужно противостоять Западу, который имеет согласованную позицию и имеет в этом преимущество», — говорит арабист и бывший посол России Андрей Бакланов.
Похоже, что четкой позицией России в Сирии становится решение оказывать больше помощи Асаду в скорейшем взятии Алеппо, несмотря на риторику Запада, который обвиняет Россию в бомбардировках мирного населения в районе города.
«Для России решение ситуации в Алеппо — это также возможность «застолбить себе место» наравне с другими игроками, — рассуждает Бакланов. — Сегодня Кремль оказался в сложном положении: политическое урегулирование не достигнуто, а военные действия все сильнее возмущают граждан».
Для России важно добиться видимости победы в Сирии. Тем более если войска коалиции смогут серьезно потеснить исламистов в Ираке, взяв Мосул.
Во время своего выступления перед экспертами «Валдая» Путин также сравнил наступление западной коалиции на Мосул с осадой Алеппо. По его словам, несправедливо, что Россия подвергается критике в связи с Алеппо, в то время как действия западных партнеров в Ираке остаются без внимания западных СМИ, хотя и там страдает мирное население.
В настоящее время Россия соблюдает режим гуманитарных пауз в Алеппо.
Российские ВКС уже девять дней не совершают боевых вылетов, однако размежевания сил не происходит.
«Где разведение террористов и здоровой части оппозиции? Понимаете, если мы не будем соблюдать взятые на себя обязательства, мы никогда не добьемся успеха в решении задач борьбы с террором», — сказал Путин.
При этом он также дал понять, что Россия ждет прихода следующей администрации США, с которой она будет вести диалог по Сирии.
Сегодня стало известно, что Генштаб РФ обратился к Владимиру Путину как к верховному главнокомандующему с просьбой возобновить бомбардировки Алеппо, однако, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, Путин не считает это целесообразным.
Токсичная атмосфера
Ведущий эксперт Gulf State Analytics в Вашингтоне Теодор Карасик полагает, что руководители трех внешнеполитических ведомств пытаются действовать оперативно, так как видят вызовы со стороны Турции.
«Тройка должна выработать адекватный ответ, так как продвижение Турции на восток создает довольно токсичную атмосферу», — заявил эксперт «Газете.Ru».
Турция активно наращивает свое наступление в Сирии. В четверг в телевизионном обращении к гражданам страны глава Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что сообщил президенту США Бараку Обаме о начале наступления на пограничный город Эль-Баб, который находится в руках ИГ. Однако уже сейчас известно, что эти подразделения затем двинутся в сторону города Манбиджа, который был освобожден от исламистов курдами.
Анкара считает курдские боевые подразделения в Сирии террористическими и не скрывает, что использует сирийское наступление для борьбы с ними. После Турция также собирается двинуться на Ракку, еще один форпост исламистов. Как полагает американское издание The Washington Post, Анкара тоже хочет застолбить себе место в Сирии.