— Сегодня наших депутатов впервые не пускают наблюдать за президентскими выборами в США. Как вы это восприняли?
— Я это не оцениваю как серьезный урон. Это общая тенденция сегодняшнего отношения к нам. И по большому счету биться в закрытую дверь нет смысла. Мне кажется, все эти действия — это глупость и неумение строить диалог с другими для блага своего же народа. Здесь теряет Америка, ведь это только слабые боятся идти на диалог и приглашать наблюдателей в полном составе. Видимо, американцы не готовы к честным выборам. На мой взгляд, Америка разрушает все то, чем так сильно гордилась.
— Как вам запомнилось наблюдение за выборами президента США в 2008 году?
— До этого я уже была в США как депутат, но это была первая поездка в качестве наблюдателя. Мы были в столице, в Вашингтоне, ездили по соседним штатам. Все было довольно интересно — Америка переживала переломный период.
Уже тогда американцы устали от «киношных президентов» — успешных мужчин с интересной внешностью, — и было интересно наблюдать, как они ищут альтернативу.
Если бы тогдашний кандидат-женщина (Хиллари Клинтон. — «Газета.Ru») не ассоциировалась с образом жены бывшего президента, а была самостоятельной фигурой, наверное, они бы решились в пользу женщины. Тогда американцы были готовы к этому, им хотелось перемен.
— Как проходило наблюдение на выборах в то время?
— Людей на участках было много, мы смогли везде побывать, и никакого негатива в отношении наблюдателей из России не было. Нас не пустили лишь на один участок, но это было из-за некомплектности тех, кто там был. Никакой политической интриги не было. На другом участке нам сказали, что мы можем смотреть, что нет, но так говорили и наблюдателям и из других стран. Они нам показывали зал, как оборудованы помещения для голосования. Находиться на участке можно было сколько хочешь. Участки были оборудованы хорошо, но организационно это напоминало нашу систему, когда участки для голосования располагаются в том числе и в школах.
На все вопросы отвечали, спрашивали наше мнение, негатива не было. Выборы для американцев — это ощущение сопричастности каждого и долг гражданина. Они очень ответственно относятся к тому, что должны прийти на выборы. Они знают, что и один голос значит очень много.
Они в это не просто верят, они абсолютно четко понимают, что система работает только тогда, когда они принимают в ней участие.
У них такой семейный подход, когда на участках тоже, как и у нас, есть еда — ее готовят, организуют развлекательную программу. Это праздник.
— У нас часто нет такого отношения к выборам как к чему-то важному. Почему, как вы думаете?
— У нас люди считают, что от их голоса ничего не зависит, все заранее подсчитано и решено.
Американцы любят свою страну, считают себя великой страной. И так же они относятся к себе, считая, что их голос решает все.
— Какие-то особенности американской выборной системы вам запомнились?
— У нас сегодня много новых слов: праймериз, дебаты, которые мы переняли. Нравится система, при которой кандидаты встречаются со своей группой поддержки, со своими сторонниками, когда у них идет диалог с избирателями: люди приходят общаться напрямую с кандидатом. Сейчас в России принимается похожая система, но в Америке такая система применялась всегда, и всегда можно посмотреть, например, как в том или ином штате принимается программа того или иного кандидата.
— Выборы 2008 года были судьбоносными для Америки — впервые на них победил чернокожий кандидат Барак Обама. Но в нем быстро разочаровались.
— Да, разочарование наступило быстро, но та ночь после выборов была незабываема, потому что это была победа демократии в чистом виде, когда человек не из истеблишмента пришел к власти. Все вышли на улицу, шумели и гудели. Но разочарование наступило, потому что они ждали других перемен для себя — более качественных, перемен во внутренней политике. Американцев, как известно, внешняя политика волнует меньше, чем личное благосостояние.
Если долго жить в состоянии военных действий, то это напрягает людей.
— Согласно последнему опросу Gallup, в России большинство поддерживает Трампа. Кого бы поддержали вы?
— Я не знаю ни одного, ни вторую лично, но в этот раз я бы серьезно расстроилась, если бы президентом Америки стала женщина, хотя я поддерживаю женщин и всегда радуюсь, когда большие должности занимают женщины. Но мне не близки те механизмы, которые применяет Хиллари Клинтон, чтобы добиться победы.
Мне не нравится отношение человека, который претендует на то, чтобы вести за собой страну, и при этом нацелен на войну, на разрушение и на агрессивный диалог с самыми сильными державами.
Кажется, что такой руководитель не может привести страну к процветанию. Трамп по-своему сложен, но я думаю, что он более соответствует выражению о том, что даже плохой мир лучше, чем война.