в отдельном репортаже
Гроб с телом Моторолы, взорванного 16 октября в лифте собственного дома, был выставлен в холле Донецкого драматического театра. На прощание пришло все руководство народной республики, включая лидера ДНР Александра Захарченко. Очередь из простых людей растянулась на пару километров.
Прощание закончилось шествием по улицам Донецка, в котором, по версии местного МВД, приняло участие до 50 тысяч человек. Гроб с Арсением Павловым везли на лафете артиллерийского орудия с почетным караулом. Охрану мероприятия вел весь личный состав правоохранительных органов ДНР.
Подобного траура Донецк еще не видел. Его невозможно сравнить с похоронами погибших Александра Беднова, Алексея Мозгового, Павла Дремова, Евгения Ищенко — командиров ДНР и ЛНР сравнимого с Моторолой статуса.
Более того, в Донецке и ранее случались убийства статусных людей, депутатов народного совета ДНР. Но траура по важным бойцам ни в Донецке, ни в Луганске не объявляли ни разу.
Например, командира батальона «Мираж» Романа Возника, расстрелянного в своей машине вместе с помощником в центре города 26 марта 2015 года, похоронили тихо. О его гибели напоминает только мемориальная доска на перекрестке донецких улиц Челюскинцев и Ватутина.
«Моторола — россиянин, не «отпускник», а доброволец, пустивший корни в Донецке. Он вполне может стать символом, объединяющим нас с Россией», — так прокомментировал «Газете.Ru» источник в правительстве ДНР.
В Киеве же считают, что решение о государственных похоронах Арсена Павлова принималось не в Донецке.
Лозунги не умирают
«Трехдневный траур, прощание в театре и толпы людей на похоронах человека, лично убивавшего раненых украинских военнопленных, выглядят как идеологическая спецоперация. Донецк ведь еще и завесили билбордами с портретом Моторолы на фоне одного из ключевых лозунгов «майдана» — «Герои не умирают», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» украинский политолог Константин Батозский. — Это было сделано специально для вызова у украинской аудитории ненависти к Донбассу и его людям. И является, безусловно, частью информационной кампании России против Украины на фоне намеченной на сегодня встречи «нормандской четверки».
Лозунг «Герои не умирают», как правило, звучит на похоронах погибших украинских солдат, участвовавших в так называемой антитеррористической операции (АТО) в ДНР и ЛНР.
Во взрыве лифта с Моторолой внутри сошлось много символов. За сутки до его похорон в Донецке проводили в последний путь начальника охраны Моторолы, погибшего вместе со своим командиром в том же лифте.
Его звали Евгений Гадлия (позывной — Гога). Гадлию в 11 лет в начале девяностых вывезли от войны в Абхазии в Донецк родители. Он вырос на Украине, а воевать начал вместе с Моторолой — со Славянска в 2014 году. Погиб в 35 лет.
По сообщениям местных СМИ, Евгения Гадлию хоронили в закрытом цинковом гробу, накрытом флагом подразделения. Кроме родственников, соседей и одноклассников на прощании было по одному бойцу батальонов «Спарта» и «Пятнашка».
«Не было речей. Не было ни одного из 150 тысяч представителей движения «Донецкая республика» или «Свободный Донбасс», ни одного из 100 депутатов «народного совета», ни одного чиновника районной, городской, республиканской администрации, министерств или ведомств», — пишет донецкая газета.
Не с кем воевать
Масштабного наступления на Киев, которое пообещал в ответ на убийство Моторолы Александр Захарченко, пока не предвидится. Не видно сил и средств для подобных масштабных военных действий.
Кроме того, армейские корпуса самопровозглашенных республик скованы определенными ограничениями. У них нет, например, тактических ракет и авиации. У Украины ВВС, напротив, за два с половиной года войны восстановлены.
В свою очередь, ВС Украины вывели на вторую линию ненадежные во время перемирия мотивированные части национальной гвардии. В некоторых украинских боевых частях некомплект личного состава достигает 50%. Контрактники, о которых так много говорят в Киеве, сами выбирают себе место службы. Оно чаще всего в тылу. О наступлении в таких условиях тоже говорить не приходится.
400-километровый фронт сейчас держится огнем артиллерии. Радикальная вспышка войны в Донбассе может выглядеть только как начало обстрелов крупнейших промышленных предприятий и городов. Большинство из них в Донецке, Мариуполе, Макеевке и Авдеевке, то есть в зоне поражения 122-мм гаубиц.
В последние сутки на мариупольском направлении впервые артиллерийскому обстрелу был подвергнут украинский КПП в селе Гнутово. В Мариуполь впервые с февраля 2015 года прилетели снаряды. Артиллерийскому обстрелу в полночь подвергся пригород Виноградное. Взрывы слышал весь город. Обошлось пока без жертв.