В МВД самопровозглашенной ДНР вечером 17 октября заявили о сходстве взрывчатых веществ и конструкции бомбы, убившей Моторолу в воскресенье в Донецке, с тем устройством, которое использовалось для попытки взорвать главу республики Александра Захарченко в апреле этого года. 28 апреля МГБ республики рассказало о попытке закладки бомбы, закамуфлированной под предмет интерьера, в донецком стрелковом комплексе «Артемида». Организаторы рассчитывали взорвать ее по приезде Захарченко.
Это не первое покушение на жизнь Захарченко: в 2015 году его машина попала под обстрел в Донецке, в феврале этого же года он был ранен в голень (СМИ сообщали, что ранение произошло во время обстрела Дебальцево).
Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах республики утверждает, что еще одна попытка покушения на главу ДНР была предотвращена уже этим летом.
в отдельном репортаже
Тогда взрывное устройство пытались установить на дереве по дороге от дома Захарченко. В начале августа подобным образом был поврежден автомобиль главы ЛНР Игоря Плотницкого.
В последнее время первое лицо ДНР избегает массовых мероприятий на открытом пространстве. 8 сентября на высоте Саур-Могила (за нее велись ожесточенные бои как в ВОВ в 1943-м, так и в 2014 году) прошло традиционное празднование дня освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. На митинге была устроена проверка документов у всех участников. Пока толпа ждала проверки на нижней площадке комплекса, охрана рано утром привезла Захарченко на верхнюю площадку, где он записал свою речь для телеканалов в отсутствие людей, и отбыл.
Жизнь в условиях постоянной опасности новых покушений — реальность для руководства и публичных лиц как ДНР, так и ЛНР. Поэтому система охраны как первых лиц, так и объектов инфраструктуры в Донецке выстроена серьезно. В сочетании со строго исполняемым комендантским часом она не дает развернуться в городе украинским диверсантам и партизанам.
В гибели Моторолы виден почерк информированных и посвященных во внутреннюю кухню ДНР профессионалов. Его дом охранялся снаружи и внутри, в лифт Моторола зашел вооруженный и полностью экипированный, в бронежилете и каске вместе с охранником.
Взрыв произошел сразу после того, как лифт тронулся.
Убийцы Моторолы не просто смогли получить доступ в охраняемое помещение, установить там направленную маломощную мину, но и с помощью технических средств контролировали ситуацию и вовремя дистанционно подорвали закладку, избежав жертв среди гражданских. У Арсения Павлова не было шансов, он погиб вместе с охранником.
Угрозы войной
Возможно, поэтому реакция Александра Захарченко на смерть Моторолы была так быстра, резка и эмоциональна. Захарченко выступил со специальным заявлением, где фактически объявил войну Украине и ее специальным службам. При этом он сообщил, что заказчики покушения и позывные исполнителей уже известны, но называть их не стал. Глава ДНР подчеркнул, что офицерам СБУ и ГУР минобороны Украины стоит теперь заботиться о своей безопасности, безопасности своих семей и агентов, где бы они ни находились — в Киеве, Житомире или Днепропетровске.
«Я так понимаю, [украинский президент] Петр Порошенко нарушил перемирие и объявил нам войну. Ну теперь ждите…» — сказал глава ДНР.
Заявление Захарченко в понедельник, 17 октября, поддержал его луганский коллега Игорь Плотницкий.
Глава самопровозглашенной ЛНР на аппаратном совещании связал в единую цепочку покушения, попытки переворота в его собственной республике и гибели героев «русской весны» в Луганске и Донецке.
По словам Плотницкого, «Киев методами террора пытается запугать Донбасс». Также лидер ЛНР повторил фразу Захарченко о том, что Порошенко фактически объявил войну республикам.
Под объявлением войны, видимо, понимается заявление Порошенко, которое он сделал в субботу, 15 октября, в Чугуеве при передаче восстановленной с баз хранения боевой техники ВСУ. «Пока не будет выполнен пакет по безопасности, Украина дальше в политическом процессе продвигаться не будет», — обрисовал позицию Киева президент. Под пакетом безопасности понимается прекращение огня, вывод «вооруженных формирований иностранных государств с нашей территории», передача границы на первом этапе под контроль ОБСЕ, а на втором — Украине, вывод тяжелого вооружения и полный доступ миссии ОБСЕ ко всей территории ЛДНР. Только после непременного выполнения этих условий Украина теперь готова приступать к принятию политического пакета — закона о выборах, особом статусе Донбасса и амнистии. В Донецке это расценили как срыв минских соглашений и переход к военной повестке.
В Киеве убийство Моторолы многие также расценили как предлог для начала войны со стороны самопровозглашенных республик.
«Утром мы проснемся в новой реальности. Она будет характеризоваться окончательной дискредитацией минского процесса и пока еще не прогнозируемой эскалацией», — прокомментировал гибель Моторолы украинский политолог Константин Батозский.
Кто бы ни стоял за убийством Моторолы, последствия однозначны: обострение на линии фронта фактически уже состоялось. Официальные источники ДНР сообщают 17 октября, в первый день траура по Мотороле, об атаке ВСУ на село Ленинское и обстрелы Саханки (село на мариупольском направлении, где воевал Моторола). Кроме того, в ДНР сообщили о четырех сотнях обстрелов на линии фронта. В Мариуполе волонтеры уже собирают вещи и санитарные принадлежности для новых раненых в военном госпитале города.
Данные об обстрелах в версии ДНР говорят об ожиданиях и настроениях в республике, где ждут обострения. Для сравнения: спикеры ВСУ заявили о 18 нарушениях режима тишины в Донбассе, зафиксированных 17 октября.
Между тем
гибель Арсения Павлова (Моторолы) выбивается из ряда предыдущих громких убийств командиров в ЛДНР. При жизни Моторола никак не участвовал в политике внутри ДНР, не получил никакого поста в администрации. Не оказалось его и ни в одном из двух действующих легальных общественных движений, он не получил мандата депутата Народного совета.
Его слава по сравнению с 2015 годом скорее шла на спад, бригада Моторолы была расформирована, переподчинена и включена в 1-й армейский корпус армии ДНР. Последний год Моторола воевал на второстепенном участке фронта под Новоазовском и не пытался играть какую-либо особую роль в жизни ДНР. Он превратился в относительно дисциплинированного исполнителя приказов руководства — полковника Арсения Павлова, который не забывал заниматься семейной жизнью. За несколько дней до гибели у него родился второй ребенок. На выходных он регулярно уезжал к семье.
Все это серьезно отличало его от убитых при покушениях луганских командиров: Алексея Мозгового, Александра Беднова, Павла Дремова и др., — вокруг смертей которых быстро появлялись слухи об «убийстве своими». Возможно, именно из-за подчеркнутого невмешательства в политику Моторола не повторил судьбу изгнанных из ДНР полевых командиров и политиков: лидера ополченцев Славянска Игоря Стрелкова, куратора силового блока ДНР Владимира Антюфеева, командира Горловки Игоря Безлера и др.
После смерти Моторолы в республике объявлен беспрецедентный трехдневный траур, возле подъезда, где погиб командир, из обломков лифта соорудили импровизированный мемориал, к которому жители несут цветы, а его друзья обещают сносить с лица земли все украинские города за «пределами территории ДНР».
С последним заявлением в эфире телеканала «Звезда» выступил командир бригады «Сомали» Михаил Толстых (позывной — Гиви). Гиви и Моторола были самыми известными полевыми командирами ДНР. Они оба выходцы из «простого народа», один — россиянин, другой — местный уроженец Иловайска, оба получили свои позывные еще во время службы в армиях России и Украины соответственно. Оба в результате активного участия в событиях «русской весны» стремительно взлетели по военной и социальной лестнице, возглавив бригады, которые вместе штурмовали донецкий аэропорт. Оба практически одновременно получили звезды героев ДНР.
Одновременно со строительством регулярной армии медийных командиров передвинули на второстепенные роли и развели по разным участкам линии противостояния, подальше от аэропорта. Гиви назвал убийство Моторолы «ударом по всем вооруженным силам ДНР» и «событием мирового значения». Кроме того, командир «Сомали» пообещал сносить с лица земли украинские города вплоть до Киева.
Оговорка «за пределами ДНР» говорит о том, что Гиви искренне верит в большое и решительное наступление в будущем.
Впрочем, вероятность такого наступления скорее зависит от результатов ближайшей встречи лидеров «нормандской четверки» — России, Украины, Франции и Германии. Переговоры глав государств «четверки» по урегулированию ситуации в Донбассе состоятся 19 октября.