В Таиланде объявлен всенародный траур. Авторитет короля Пхумипона Адульядета Рамы IX здесь невозможно переоценить — даже несмотря на то, что формальная власть политика была ограничена конституцией.
В минувшее воскресенье, когда власти страны объявили о резком ухудшении самочувствия Пхумипона, сотни тысяч тайцев приняли участие в акциях и ритуалах, желая монарху скорейшего выздоровления.
Многие из них надели розовое — этот цвет символизирует в Таиланде удачу.
Накануне в бангкокскую больницу Сирирадж, где находился король, приехали все его дети: наследный принц и три дочери. Теперь новым королем страны станет 64-летний Маха Вачиралонгкорн, единственный сын Пхумипона. Об этом 13 октября объявил премьер-министр Таиланда Прают Чан-Оча.
Ирина Липилина, доцент кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ, отмечает, что сметь короля будет иметь непредсказуемые последствия для Таиланда.
«Во-первых, предстоит период некоторого политического затишья, пока длится траур и народ скорбит. Неясно в целом будущее тайской монархии, — рассказала собеседница «Газеты.Ru». — Пхумипон был королем с 1946 года, и вся политическая конструкция Таиланда сложилась при нем. Он имел огромный моральный авторитет и роль третейского судьи во всех внутренних политических интригах, и этот моральный авторитет позволял ему дистанцироваться и оставаться вне политики».
«Наследный принц не пользуется и частью того авторитета, которым обладал его отец», — добавила эксперт.
Пхумипон родился 5 декабря 1927 года в американском Кембридже, обучался в Швейцарии и играл на саксофоне. По происхождению он считался ниже своих младших братьев, так как его мать была простолюдинкой.
Тем не менее ему удалось сесть на трон после трагических событий 1946 года. Тогда при до сих пор не выясненных обстоятельствах был застрелен его старший брат Ананда. Пхумипону было тогда 19 лет.
С 1950-х годов король играл важную роль в политическом процессе Таиланда. Он не раз становился на сторону недовольных властями страны, защищая демонстрантов от жесткой реакции военных. Вместе с тем еще чаще Пхумипон становился на сторону официального Бангкока.
В XXI веке король превратился в однозначно консервативную силу, действуя в прочной смычке с генералитетом Таиланда. Это особенно ярко проявилось во время череды переворотов, которые произошли после появления в стране нового центра силы — олигарха и бывшего премьера Таксина Чинавата.
Король против премьера
Чинават — до сих пор очень популярный в Таиланде политик. Он сделал большие деньги на продаже программного обеспечения.
Чинават основал телекоммуникационную компанию Shinawatra Corporation, которая в 1990-е сделала его миллиардером. После Чинават пришел в политику. В 2001 году он стал премьер-министром, то есть первым человеком в Таиланде, где монархия ограничена конституцией.
Будучи главой правительства, он заручился поддержкой малообеспеченных слоев населения страны, добившись повышение их благосостояния. Еще один важный экономический успех Чинавата — оплата долгов перед МВФ. Это гарантировало ему массовую поддержку электората. В итоге авторитет политика достиг пределов, позволивших ему начать наступление на власть короля Пхумипона. Лояльная Пхумипону пресса развернула кампанию против Чинавата, обвинив его в коррупции.
В итоге столкновение короля и премьера привело к политическому перевороту 2006 года.
На фоне многотысячных протестов против Чинавата власть захватили лояльные королю военные. В стране начался двухлетний политический кризис.
Только в январе 2008 года военные передали власть новому правительству.
С тех пор Чинават находится в изгнании, однако его партия «Пхыа Тхаи» с ее популистской направленностью по-прежнему сохраняет мощные позиции в стране. Через нее Чинават уже не раз пытался вернуть власть. В 2011 году «Пхыа Тхаи» выиграла парламентские выборы, и младшая сестра миллиардера, лидер партии Йинглак Чинават заняла пост премьер-министра. Она стала главным действующим лицом следующего политического кризиса, 2013–2014 годов.
В 2013 году в Бангкоке начались массовые народные демонстрации против правительства Йинглак — под привычными лозунгами «народ против бизнес-элит». Премьера обвиняли в том, что она попыталась объявить амнистию, которая позволила бы Таксину Чинавату вернуться на родину.
Протесты затянулись на несколько месяцев — два лагеря никак не могли договориться. 22 мая случился очередной путч, но уже открыто под непосредственным руководством командующего Королевской армией Таиланда генерала Праюта Чан-Оча. Он же и стал новым премьер-министром, и является им по сей день.
Скандальное наследство
«После Таксина выборы в правительство стали более демократическими и непредсказуемыми, что вызывает опасения со стороны традиционных элит. Вряд ли военные уступят власть гражданскому правительству, — считает Липилина. — Политический кризис, начавшийся в Таиланде еще на рубеже 2005–2006 годов, который расколол элиты на два крыла, не завершился. Захват власти военными не устранил причин этого кризиса».
Таиланд находится во власти военной хунты с 2014 года, и именно Пхумипон был фигурой, которая стабилизировала ситуацию и объединяла граждан. Даже сторонники Чинавата прислушивались к мнению монарха.
Наследный принц Вачиралонгкорн, в свою очередь, таким авторитетом не обладает. Напротив, за новым королем тянется шлейф скандалов, связанных с азартными играми, беспорядочными сексуальными связями и другими излишествами. Журналистские расследования по этой теме в Таиланде жестко пресекались. Например, в стране было запрещено несколько тиражей британского журнала The Economist, где были опубликованы нелицеприятные статьи о принце Вачиралонгкорне. В публикациях, помимо всего прочего, утверждалось о бизнес-связях принца с главным соперником Пхумипона — Таксином Чинаватом.
«Про него ходит много слухов и сплетен. Более того, он стоял в определенной оппозиции традиционным элитам и в свое время поддержал премьер-министра Чинавата, который в некотором смысле потеснил морально-этический авторитет монарха», — считает Липилина.
От способности Вачиралонгкорна балансировать между интересами военных и сторонников Чинавата в первую очередь зависит стабильность Таиланда в нынешний траурный период.
В наследство новому королю достанется и обострившийся этнический конфликт на юге страны, который в августе впервые привел к терактам в туристической зоне Таиланда. В провинции Наративат, популярной туристической точке в том числе для россиян, взорвалась самодельная 20-килограммовая бомба, а также было зафиксировано несколько поджогов. В атаке никто не пострадал, однако она стала тревожным звонком для властей Таиланда.
Атаки связали с террористами «крайнего юга» из организации Barisan Revolusi Nasional, объединяющей сепаратистов этнической группы малайцев-яви.
Эскалация конфликта на юге Таиланда также связана с бывшим премьером Чинаватом. Именно при нем в середине 2000-х власти страны взяли курс на жесткое подавление сепаратистских настроений среди яви.
Если Вачиралонгкорн продолжит линию Чинавата и в этом направлении, террористическая угроза может усугубиться. В сочетании с обострением политической обстановки страна может быстро выйти из списка наиболее популярных туристических маршрутов.