Несмотря на то что со времен встречи Рейгана и Горбачева прошло 30 лет, состояние российско-американских отношений сегодня напоминает именно те времена. Многим казалось, что СССР и США возвращаются в колею «холодной войны».
Экс-президент СССР Михаил Горбачев в этом году не смог принять участие в конференции, посвященной 30-летней давности встрече в Рейкьявике, из-за проблем со здоровьем. Однако свое мнение об этих событиях излагал ранее во многих интервью, подчеркивая важность первого личного контакта с президентом США.
«В наших территориальных водах появились американские военные корабли. США провели испытание нового ядерного боезаряда большой мощности.
Напряженность усугублялась недружественной риторикой, «шпионскими скандалами», — вспоминал Горбачев в своем обращении к участникам конференции в Рейкьявике, опубликованном на его официальном сайте накануне.
Горбачев вспоминал, что идея встречи с президентом США родилась у него после того, как он прочел американские и советские документы о разоружении. Переговоры шли тяжело, а советскому лидеру нужны были прорывные идеи по уменьшению нагрузки на ВПК. В СССР понимали, что гонки вооружений, цель которой один из членов администрации Рейгана охарактеризовал как «разорить СССР до смерти», страна не выдержит.
Встреча в Рейкьявике стала первой двусторонней встречей Рейгана и Горбачева, однако ранее политики виделись на саммите в Женеве по ядерному разоружению 19 ноября 1985 года.
На первом свидании лед взаимного недоверия сломать не удалось. После той встречи Горбачев был раздражен, сказав Рейгану фразу, которая впоследствии стала крылатой: «Я не ученик, господин президент, а вы не учитель, за нами огромные страны».
Несмотря на то что тогдашняя встреча оказалась провальной, Горбачев и Рейган договорились встретиться снова. Местом была выбрана относительно нейтральная Исландия. Правда, совсем нейтральной ее назвать нельзя. На ее территории располагалась военная база США.
Переговоры проходили в небольшом особняке в Рейкьявике, сегодня здесь располагается музей, посвященный памятному событию. Малопримечательный особняк, который называют в Исландии «дворец Хевди», в наши дни — резиденция французского посла, которая в то время пустовала.
Горбачев основательно подготовился к переговорам, которые предполагалось посвятить сокращению ядерных арсеналов. СССР был обеспокоен не только размещением американских ракет в Европе, но и американской программой «Стратегическая оборонная инициатива».
Эта дорогостоящая программа, — которая оказалась впоследствии трудновыполнимой, — подразумевала размещение ракет в космосе. Атмосфера в отношениях СССР и США была довольно тяжелой. Обе стороны продолжали гонку вооружений. Именно поэтому к встрече было приковано огромное внимание зрителей, а советское телевидение с небывалым размахом фиксировало каждый шаг Горбачева в Исландии.
Однако, как свидетельствует в своей книге «Рейган в Рейкьявике» бывший советник Рейгана Кен Аделман, эти 48 часов «завершили «холодную войну».
Описывая происходящее на саммите, Аделман сравнивает его с романом Агаты Кристи. «Два ярких человека встретились в выходные на безлюдном и обдуваемом ветрами острове в почти что заколдованном доме, где дождь бьет в стекла и где оба они пережили ни с чем не сравнимые ощущения», — оценивает волшебство исландской природы автор.
Как отмечает Арчи Браун в книге «Фактор Горбачева», начало определенному доверию между Горбачевым и Рейганом было положено именно в Рейкьявике.
Председатель Люксембургского форума Вячеслав Кантор говорит, что хотя после этих переговоров не было подписано итоговых документов, они создали «атмосферу доверия».
Тем не менее договориться о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений в Рейкьявике не удалось. Рейган был непреклонен. В связи с этим лидеры достаточно сдержанно попрощались, после встречи не было и совместной пресс-конференции. Горбачев выступил на ней один.
Однако, несмотря на кажущееся взаимное отчуждение, именно тогда в Рейкьявике «из голов лидеров исчезла концепция «холодной войны», говорит «Газете.Ru» бывший заместитель главы МИД СССР Анатолий Адамишин, в то время активно вовлеченный в дипломатический процесс.
Уже через год между СССР и США был подписан договор РСМД, который ликвидировал как класс ракеты средней и малой дальности. Этот договор считается бессрочным и является краеугольным камнем всех договоров о ядерной безопасности между двумя странами.
«Мы тогда были на грани войны, в рyководстве страны, в армии и КГБ понимали необходимость новой «разрядки», — рассказал «Газете.Ru» американист Виктор Мизин. — И Горбачев, и даже Рейган были идеалистами». «Сейчас в российской элите дрyгие настроения, и поэтомy нового Рейкьявика не бyдет», — считает он.
В июне Адамишин, выступая на Люксембургском форуме по предотвращению ядерной катастрофы, подчеркивал, что сегодня США требуется отойти от политики «удушения России» для того, чтобы начать конструктивные переговоры о ядерном разоружении.
Исландия помогла
Время идеалистов
Бывший дипломат говорил о необходимости сменить агрессивную риторику, напомнив собравшимся слова советского лидера Константина Черненко. «Мы с США не являемся врожденными врагами», — говорил политик.