Поправки в бюджет 2016 года и основной финансовый закон на следующий год — только часть работы, которая стоит перед депутатами седьмого созыва. Предшественники из шестого созыва Думы оставили им богатое наследство из резонансных и потенциально конфликтных законопроектов, которые были отложены на осень. Одна из главных причин отложенного законотворчества — нежелание властей обострять ситуацию в разгар парламентской кампании. Теперь новому созыву ничего не мешает вернуться к идеям своих предшественников.
Новый спорный КоАП
Существующий Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) был принят в 2001 году, и с тех пор в него внесли 2,5 тыс. поправок, что сделало его громоздким и неудобным для восприятия. Новая версия КоАП должна была стать одним из самых глобальных законопроектов в портфеле Думы прошлого созыва.
Проект внесла в нижнюю палату в декабре 2015 года группа депутатов во главе с председателем комитета по конституционному законодательству и госстроительству единороссом Владимиром Плигиным. Была и альтернативная версия обновленного КоАП — ее подготовила другая группа депутатов вместе с членом того же комитета от «Справедливой России» Александром Агеевым. На этапе внесения «победил» вариант Плигина, однако к июню его так и не смогли принять.
Представители бизнеса новый КоАП раскритиковали..
Недовольство вызвали такие нормы, как введение наказания в виде ликвидации юридического лица, значительное увеличение и отсутствие дифференциации штрафов, нечеткое разделение правонарушений на грубые, значительные и менее значительные. Правительству в законопроекте не понравилось введение состязательного процесса при рассмотрении административных дел — вызов в суд составивших протоколы о нарушениях полицейских и чиновников грозит большими финансовыми затратами.
В итоге новый КоАП «ушел» на осень. Судьба его до конца не ясна: в новой Думе нет ни Плигина, ни Агеева, а сам профильный комитет слили с комитетом по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Теперь объединенным комитетом руководит Павел Крашенинников.
Платный въезд в города
В правительственном законопроекте «Об организации дорожного движения» имеется статья, позволяющая региональным властям взимать плату за проезд по местным дорогам.
На основе этой статьи можно вводить платный въезд на некоторые территории.
Кандидат №1 на платный въезд — центр Москвы, но эта практика может распространиться и на другие мегаполисы.
Первоначально предполагалось принятие законопроекта в весеннюю сессию, однако 7 июня его отложили до осени, чтобы избежать принятия спорных мер накануне избирательной кампании по выборам в Думу.
Запрет хостелов в квартирах
Законопроект о запрете хостелов внесла группа депутатов от разных фракций осенью 2015 года, он проходил через комитет по ЖКХ Галины Хованской. Под угрозой оказался бизнес по организации хостелов в многоквартирных домах. Авторы объясняли, что по современному законодательству владельцы таких квартир легко уходят от налогов и причиняют неудобства соседям.
Депутаты предлагали оказывать гостиничные услуги в жилых помещениях многоквартирных домов лишь после перевода их в нежилые, а также соответствующего оснащения. Принятие этого закона существенно повысило бы затраты владельцев хостелов. Против выступила Общественная палата, которая дала отрицательное заключение на законопроект.
По мнению общественников, принятие законопроекта о запрете хостелов «может повлечь рост напряженности в обществе, ухудшить развитие внутреннего и въездного туризма».
Под ударом оказались прежде всего Москва, Петербург, Крым и Черноморское побережье Кавказа. Критики законопроекта считают, что он не позволит отделить тех, кто оказывает гостиничные услуги в своих квартирах, от тех, кто сдает квартиры в краткосрочную аренду.
Доработанный «закон садистов»
Прозванный в СМИ «законом садистов» законопроект был подготовлен Минюстом и внесен в Думу в мае 2015 года правительством. Он расширяет возможности применения к заключенным физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия, а значит, и возможности произвола. Против выступил, в частности, Совет по правам человека при президенте РФ.
В октябре 2015 года законопроект приняли в первом чтении — с обещанием создать рабочую группу с участием правозащитников, представителей правоохранительных органов, Минюста, аппарата уполномоченного по правам человека, администрации президента и депутатов. Законопроект планировали доработать ко второму чтению.
Рабочая группа предложила убрать самую спорную норму о праве применения силы к заключенным за нарушение режима.
После этой доработки за скорейшее принятие законопроекта выступили глава СПЧ Михаил Федотов и его коллега по Совету правозащитник Андрей Бабушкин.
Однако в итоге было решено вернуться к работе над законопроектом осенью, уже при новом созыве.
Штраф за тонировку стекол
Сообщество автовладельцев хорошо организовано, поэтому «антиводительские» инициативы депутатов почти всегда вызывают широкий общественный резонанс. Не стали исключением и поправки в КоАП, предлагающие повысить максимальный штраф за незаконную тонировку стекол с 500 до 5 тыс. руб. — это штраф за повторное нарушение, а за первичное он должен увеличиться до 1500 руб. Недовольство водителей было гарантировано, поэтому законопроект было решено придержать до осени.
В настоящее время сотрудники ГИБДД придумывают разные новые способы наказать за тонировку стекол: например, в Казани в августе стали выносить предупреждения автосервисам, оказывающим эту услугу.
Новые ограничения для СМИ
Этот законопроект правительство внесло в парламент осенью 2015 года, он запрещает учреждать СМИ тем, кто был осужден за экстремизм, преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и нарушения законодательства о массмедиа. Помимо этого, законопроект предлагает наделить Роскомнадзор правом отказывать в распространении зарубежным СМИ, если в заявлении о выдаче разрешения и прилагаемых к нему документах обнаружится недостоверная или искаженная информация.
На практике это значит, что учреждать СМИ не смогут, например, лица, уличенные в действиях против присоединения Крыма (это считается действиями, направленными на нарушение территориальной целостности России), или те, кто привлекался за неоднократное нарушение закона о митингах.
Первоначально предполагалось, что нормы вступят в силу с 1 января 2016 года, одновременно c законом, который ограничивает размер иностранного капитала в российских СМИ (не более 20%). Однако в результате законопроект отложили до нового созыва.
Вывоз культурных ценностей
Законопроект, облегчающий вывоз из России культурных ценностей, в парламент внес «непрофильный» депутат — глава комитета по бюджету Андрей Макаров (он сохранил пост в новом созыве). Разработали его «в целях стимулирования развития российского арт-рынка и создания негосударственных музеев», отмечалось в пояснительной записке.
Негосударственные музеи предлагалось освободить от уплаты госпошлины за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении. Порядок вывоза культурных ценностей предполагалось существенно упростить, особенно для предметов «младше» 100 лет, а также снизить госпошлину за право вывоза.
Против инициативы выступала не только парламентская оппозиция, но еще и Минкультуры, Росархив, Минюст и даже ФСБ.
Минкультуры дважды направляло негативный отзыв на законопроект — к таким замечаниям в Думе традиционно прислушиваются. Несмотря на серьезное противодействие, депутаты в июне все-таки приняли законопроект в первом чтении, но дальнейшую работу над ним перенесли на осень.