Вопрос проверки парламентариев нового созыва на конфликт интересов поднял премьер Дмитрий Медведев, выступая 24 сентября на совместном заседании высшего и генерального советов «Единой России» (ЕР). Хотя мероприятие было внутрипартийным, ЕР решала на нем вопросы, связанные с будущей конфигурацией Госдумы, в том числе проблему распределения думских комитетов.
Медведев предложил при распределении руководящих должностей в думских комитетах руководствоваться «нормами о недопустимости конфликта интересов».
Это замечание касалось кандидатов в главы комитетов и их заместителей не только от ЕР, но и от остальных фракций.
Предложенный Медведевым принцип прописан в принятом в 2015 году 285-ФЗ. Федеральный закон предписывает госслужащим и ряду других лиц, в том числе депутатам Госдумы, самостоятельно сообщать «о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов». Нынешний состав Госдумы впервые пытается применить его на практике.
Норма ФЗ о конфликте интересов дополняет ранее принятые законы, согласно которым любой парламентарий после избрания должен выйти из бизнеса, если таковой у него был. Запрет депутатам заниматься бизнесом записан в российской Конституции и дублируется в законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной думы» от 1994 года.
Моральный аспект
26 сентября представители прошедших в Думу фракций собрались для обсуждения кандидатур глав комитетов.
Однако, несмотря на слова Медведева, при распределении думских комитетов вопрос о конфликте интересов не поднимался, выяснила «Газета.Ru».
«Эти вопросы не обсуждались, обсуждались только посты, которые отходят конкретным фракциям — глава такого-то комитета, например», — сообщил «Газете.Ru» депутат «Справедливой России» Михаил Емельянов, представлявший эсеров на встрече в понедельник. Он пояснил, что предварительная проверка на конфликт интересов была передана в ведение каждой фракции.
В пресс-службе фракции ЕР в ответ на запрос «Газеты.Ru» сначала высказали предположение, что эта тема находится в ведении центральной контрольно-ревизионной комиссии партии, которую возглавляет Ирина Яровая (в новом созыве предположительно займет пост вице-спикера). Однако пресс-секретарь Яровой Мария Чекалдина сказала, что комментировать этот вопрос не в компетенции Яровой: «Если внимательно прочитать в стенограмме, что говорил председатель партии Дмитрий Анатольевич Медведев, то там нет поручений».
«Тут самое главное — моральный аспект, то есть сама партия должна понимать, что если тут у человека активы, то пусть будет рядовым депутатом», — пояснил еще один источник «Газеты.Ru», близкий к руководству ЕР.
Это соответствует 285-ФЗ, согласно которому депутаты и должностные лица должны уведомлять о конфликте интересов самостоятельно.
Из числа единороссов, потенциально подпадающих под формулировку о конфликте интересов, в СМИ упоминались Марат Хайруллин (создатель агрохолдинга «Красный Восток Агро», занимал пост первого зампреда в комитете по аграрным вопросам) и Мартин Шаккум (занимал пост первого зампреда в комитете по земельным отношениям и строительству), которого РБК называет землевладельцем. В депутатской и кандидатской декларации Шаккума указан только участок под индивидуальное жилищное строительство площадью 15 соток, отмечают в ЕР.
«Это закрытая информация»
«Ничего не слышал о какой-либо проверке на конфликт интересов», — говорит источник «Газеты.Ru» в центральной контрольно-ревизионной комиссии КПРФ.
«Эта информация закрыта для беспартийных людей, — сказал он. — Если бы я даже и знал, я бы вам об этом не сказал. Такого заседания не было, а даже если оно и будет, я вам не скажу, потому что это наши внутрипартийные дела».
При этом собеседник издания признает, что проверки необходимы, «потому что конфликт интересов может перейти в открытую коррупцию».
Пожелания Медведева учитывались в порядке кулуарных договоренностей представителей фракций, именно на этом этапе были согласованы или «забракованы» соответствующие кандидатуры, говорит еще один собеседник «Газеты.Ru» во фракции КПРФ.
В частности, у ЕР возникали вопросы о Владимире Кашине, которого связывают деловые и человеческие отношения с представителями аграрного бизнеса. Именно поэтому Кашин, вопреки изначальному плану КПРФ, не возглавил в Госдуме нового созыва в очередной раз комитет по природопользованию. Правда, парламентарий все равно будет работать в смежной сфере — он возглавит аграрный комитет.
«Довольно приличные люди»
«[Проверка депутатов на лоббизм] это довольно кулуарная вещь, она решается внутри руководства, — сказал «Газете.Ru» источник во фракции ЛДПР. — Но у нас и нет конфликтов интересов, потому что почти нет выходцев из бизнеса. Василий Тарасюк в главы комитетов не идет. А Дмитрий Свищев возглавлял одно время комитет по спорту, являясь одновременно главой Федерации по керлингу.
Но разве это ненормально, когда человек, работавший в этой сфере, оказывается в соответствующем комитете?»
«Мы на эту тему еще не говорили, — сказал «Газете.Ru» замглавы ЦКРК «Справедливой России» Олег Финько. — Мы знаем, кто у нас пойдет, по ним никаких вопросов нет, это довольно приличные люди».
Он отмечает, что инициатива Медведева о недопущении конфликта интересов нужная, но запоздалая: «Если бы он об этом сказал еще во время выборной кампании, то партии внимательнее бы отнеслись ко всем тем лицам, которые выдвигались. А сейчас уже ни одна партия не скажет: мы выдвинули, а теперь проверили и оказалось, что это прохвост».
Лоббизм вне закона
Олег Финько напоминает, что во времена Бориса Грызлова в Госдуме пытались создать отдельный орган по борьбе с коррупцией в законодательных актах.
«Предлагали его возглавить мне, мы просто не договорились, — говорит он. — Это должен был быть орган администрации Думы, он вполне мог собирать нужную информацию и предоставлять ее Грызлову и надзирающим органам. Мне эта мысль понравилась».
По мнению Финько, Госдуме давно стоит принять закон о лоббистской деятельности.
Как отмечает эсер, на сегодня центр лоббистской деятельности сместился вслед за центром принятия решений: из Думы ушел в правительство.
«Бизнес в эту Госдуму все-таки пошел, — парирует политолог Евгений Минченко. — Его стало меньше в ЕР и ЛДПР, в КПРФ — на прежнем уровне, а у СР даже прибавилось. Стало модно двигать людей, формально не связанных с бизнесом, то есть депутаты начинают превращаться в профессиональных лоббистов».
По его словам, теперь бизнесмены не идут в Думу сами, поскольку парламентская неприкосновенность легко снимается. К тому же коммерсантам мешают запреты на пользование зарубежными финансовыми инструментам.
Поэтому бизнес начинает делегировать в парламент специальных людей. Остается вопрос, эффективна ли существующая модель анализа конфликта интересов и может ли она выявить «спящих агентов» бизнеса в Думе.
По мнению Минченко, необязательно принимать закон о лоббистской деятельности, достаточно внесения изменений в законы и подзаконные акты: «Главное — чтобы была возможность легального представительства своих интересов и информация о готовящихся в органах власти решениях».
Появление на постах глав комитетов аффилированных с бизнесом людей — следствие, а не причина. И с этим явлением нужно бороться, считает эксперт.
Пока же тема решения конфликтов интересов в Думе остается предметом кулуарных договоренностей. Это стало возможным благодаря расплывчатой формулировке в речи Медведева и отсутствию четких указаний по процедуре проверки на конфликт интересов.
Тема лоббизма уже поднималась на обучающих семинарах депутатов нового созыва. «Очень хочется рассчитывать, что депутаты новой Думы седьмого созыва не будут ярко исполнять лоббистскую функцию, а будут более ярко исполнять консолидирующую функцию» — такое пожелание председатель Счетной палаты России Татьяна Голикова высказала на семинаре 1 октября. Мероприятие было посвящено вопросам эффективности бюджетных расходов и поиску финансовых резервов.