Керри и Мадуро встретились на нейтральной территории — в колумбийском городе Картахене.
«Политики сели на диваны в просторном и светлом зале картахенского конференц-центра и обменялись любезностями, перед тем как журналистов попросили покинуть помещение, — так описало американское издание Los Angeles Times встречу политиков. — США — крупнейший торговый партнер Венесуэлы, однако взаимоотношения на уровне руководства были напряженными в течение многих лет».
«Керри выразил беспокойство в связи с экономическими и политическими вызовами, которые ударили по миллионам венесуэльцев, — рассказал об итоге переговоров в Картахене официальный представитель Госдепа США Джон Кирби. — Он также призвал президента Мадуро работать в конструктивном ключе с лидерами оппозиции, чтобы преодолеть эти сложности».
Это первая встреча госсекретаря США Керри с венесуэльским лидером и, вероятно, последняя. Керри уйдет со своего поста вместе с администрацией Обамы в январе 2017 года.
Тот факт, что в Каракасе и Вашингтоне нет американского и венесуэльского послов соответственно, — результат жесткой антиамериканской риторики, которую ведет руководство Венесуэлы с 1999 года. Тогда убежденный и харизматичный левак Уго Чавес пришел к власти в стране, выбрав курс на социализм и противостояние «мировому капиталу» во главе с Вашингтоном. Это определяло и внешнеполитический курс Венесуэлы последние 17 лет. Каракас расширял отношения с Кубой и другими странами латиноамериканского «красного пояса», а также с Россией, наследницей СССР.
Мадуро, один из ближайших сторонников Чавеса, взял в свои руки бразды правления после того, как тот умер от рака в 2013 году. Кстати, политик был уверен, что раком его «заразили» те же американские спецслужбы.
Мадуро перешел черту бедности
Решение восстановить дипломатические отношения с США Мадуро принял не от хорошей жизни. Режим Венесуэлы чувствует, что теряет власть. Экономический кризис, который на протяжении последних трех лет становится только глубже, привел к росту оппозиционных настроений.
80% венесуэльцев сегодня живут за чертой бедности. Инфляция превышает 120%. Из-за нефтяного кризиса за последние два года ВВП упал более чем вдвое. Очереди в венесуэльских магазинах стали нормой жизни. Люди стоят за всем: от туалетной бумаги до самых необходимых продуктов питания.
Даже при том, что сторонники Мадуро контролируют работу судов и силовых ведомств, оппозиции в декабре прошлого года удалось завоевать большинство в парламенте. Летом она инициировала общенародный референдум о вотуме недоверия президенту.
В августе Коалиции за демократическое единство удалось собрать 1 млн подписей в поддержку инициативы. 600 тыс. подписей избирательный совет Венесуэлы отбраковал. Тем не менее оставшиеся 400 тыс. — это вдвое больше минимума подписей, которые позволяют зарегистрировать заявку о проведении референдума.
Для того чтобы референдум состоялся, венесуэльский ЦИК требует до января 2017 года собрать еще 4 млн подписей. Из-за постоянных бюрократических препятствий 12 октября оппозиция обещала провести грандиозный марш протеста против власти Мадуро. Судя по опыту прошлых демонстраций, столкновений с полицией будет не избежать.
Керри как символ
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает переговоры Керри и Мадуро событием, «которое вселяет надежду». «Все-таки проблемная сторона здесь — Венесуэла, — считает эксперт. — Но перед лицом глубокого политического кризиса Мадуро все-таки продемонстрировал, что готов пойти на контакт с США».
По мнению собеседника «Газеты.Ru», сегодня в интересах и Каракаса, и Вашингтона стабилизировать ситуацию в стране и не допустить волны насилия.
США не раз давали понять, что хотели бы постепенного перехода власти в Венесуэле к оппозиции, которая придерживается правых экономических взглядов и позитивнее настроена в отношении Вашингтона.
Таким образом, встречаясь с Керри, Мадуро дает сигнал венесуэльскому обществу, что готов на некоторые уступки в отношении оппозиции. Однако сегодня важнейший вопрос, как быстро социалистические власти готовы меняться. Судя по последним кадровым перестановкам в Каракасе, Мадуро все-таки не спешит и постепенно концентрирует вокруг себя «силовиков», готовых продемонстрировать лояльность, если ситуация выйдет из-под контроля.