О том, что президент России Владимир Путин предложил Сергею Нарышкину возглавить Службу внешней разведки (СВР), заявил в четверг вечером пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
«На встрече с Нарышкиным и Фрадковым Путин предложил Нарышкину возглавить СВР»,
— сказал Песков, цитирует «Интерфакс». По его словам, президент выразил надежду, что избиратели, проголосовавшие на недавних парламентских выборах за Нарышкина, «отнесутся с пониманием к тому, что ему придется сдать свой мандат».
Глава государства отметил, что думский мандат «означает согласие» с направлением Нарышкина «на столь важный участок работы».
«Президент дал высокую оценку результатам деятельности этой службы (СВР. — «Газета.Ru»), особенно в условиях нынешней международной обстановки, за те годы, что ее возглавлял Фрадков, поблагодарив его за эту работу», — сказал Песков. По его словам, работа главы СВР была «эффективной и высокопрофессиональной» и в ближайшее время Фрадкова выдвинут в председатели совета директоров «Российских железных дорог» (РЖД).
Что стоит за возможным уходом Володина на Охотный Ряд
Теперь кресло спикера Госдумы может занять первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин, курирующий управление внутренней политики, уверены близкие к Кремлю источники «Газеты.Ru». Ожидается, что Володин будет предложен на пост спикера Госдумы 24 сентября на совместном заседании генсовета и высшего совета партии «Единая Россия». Впервые слухи об уходе куратора внутриполитического блока на Охотный Ряд пошли после выдвижения чиновника в списках партии власти на выборах в Госдуму.
Несколько близких к Кремлю источников «Газеты.Ru» говорят, что среди преемников Володина на кресло куратора Госдумы обсуждалось несколько вариантов, в том числе фигура начальника управления президента России по общественным проектам Павла Зеньковича.
Павел Зенькович возглавил вновь созданное управление администрации президента по общественным проектам в октябре 2012 года. До этого он в течение полугода работал заместителем начальника управления президента по внутренней политике, ответственным за информационную политику, работу с гражданским обществом, а еще раньше был заместителем главы предвыборного штаба Владимира Путина в ходе президентских выборов 2012 года. До этого с 2008 года занимал должность замдиректора департамента пресс-службы и информации правительства в период, когда на посту премьера находился Владимир Путин. Свою карьеру в высших органах власти Зенькович начал в 2007 году — он был помощником в то время вице-премьера Сергея Иванова.
Уход Володина в Думу может означать серьезное усиление парламента в качестве реального центра принятия политических решений и выстраивания институтов. Аппаратно сильное УВП в составе администрации президента перевешивало бы Госдуму, отмечают источники «Газеты.Ru», поэтому обсуждаются варианты ослабления этого центра силы вплоть до «размывания» между разными управлениями функций, возлагавшихся до сих пор на Володина. Его самого устроила бы именно такая модель, полагает собеседник издания.
В идеале это должно вывести депутатов из-под контроля АП и мотивировать их на самостоятельную деятельность и принятие решений. Однако есть риск чрезмерного усиления Володина, под контролем которого в этой схеме окажется парламент.
Поэтому одним из самых перспективных считается вариант, предполагают источники, при котором функции по контролю за внутренней политикой будут возложены на человека, не имеющего достаточного аппаратного веса, чтобы напрямую контролировать Володина.
В эту логику вписывается уход из АП Радия Хабирова, замначальника главы УВП, осуществлявшего взаимодействие с парламентом. На этот пост назначен бывший глава аппарата Общественной палаты Сергей Смирнов, выходец из Росмолодежи, аппаратно безусловно уступающий Володину. Назначение Павла Зеньковича, если оно состоится, позволит выравнять конструкцию: Зенькович много работал под фактическим началом Володина, но он не выходец из Росмолодежи и «Молодой гвардии» и не обязан карьерой исключительно Володину. И по возрасту, и по пути в политике Зенькович больше похож на нового главу АП Антона Вайно — типаж «молодого технократа», сменившего близкого к Путину политического тяжеловеса Сергея Иванова. В такой конструкции можно было бы говорить о попытке Кремля всерьез отстроить институт законодательной власти.
«Все эти события следует рассматривать в контексте масштабной кадровой перезагрузки администрации президента, главного органа власти в стране, где вскоре мы увидим на руководящих постах лиц нового формата, пришедших не из публичной политики и не из технологов,
— комментирует политолог Николай Миронов. — К власти идут профессиональные технократы, в том числе и из силовых структур».
Если же на пост Володина все же будет назначен человек, по возрасту, статусу и опыту способный его контролировать, это будет означать выбор в пользу системы «сдержек и противовесов» с сохранением фактического контроля над парламентом.
Тревожные звонки для Нарышкина
Скорее всего, рокировка Нарышкин — Володин обсуждалась в «Единой России» еще в июне, на стадии заверения списков кандидатов в депутаты, говорит источник «Газеты.Ru» в руководстве ЕР. Нарышкин был выдвинут по одномандатному округу (Кингисеппский, №112), и теперь там придется проводить довыборы.
А это значит, что туда могут бросить все силы оппозиционные партии. Победа кандидата-оппозиционера сама по себе не создает рисков для устойчивости Госдумы, однако если в нижнюю палату пройдет резко оппозиционный кандидат формата Дмитрия Гудкова и получит при этом парламентскую трибуну, это создает для системы имиджевые риски.
Сам Нарышкин до последнего выражал намерение взять депутатский мандат и продолжить работу. Однако аппаратный сигнал о его уходе с кресла спикера был. В избирательном штабе ЕР в ночь после выборов его не было, хотя не баллотировавшаяся в Думу спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в штаб приезжала.
Кроме того, накануне выборов в СМИ появилась информация о том, что в преддверии ухода Нарышкина аппарат Госдумы покидает его глава Джахан Поллыева, которая в 2011 году перешла в нижнюю палату из АП вслед за Нарышкиным. Пока эти слухи так и не нашли своего подтверждения, так как Поллыева по состоянию на 22 сентября работает в парламенте, сообщил «Газете.Ru» источник в нижней палаты.
Был и другой сигнал об уходе Нарышкина — ослабление губернатора Карелии Александра Худилайнена, который считался креатурой Нарышкина. Последнее время карельский глава стабильно занимал нижние позиции в близких к Кремлю экспертных рейтингах — например, рейтинге эффективности губернаторов фонда «Петербургская политика».
Худилайнен конфликтовал с отделением «Яблока» в регионе. Перед единым днем голосования горсуд Петрозаводска отменил регистрацию «яблочников» в горсовет по иску карельского отделения «Родины». До этого свой пост под давлением горсовета покинула мэр Петрозаводска «яблочница» Галина Ширшина, находившаяся в конфликте с губернатором.
Политолог Николай Миронов считает перестановку скорее понижением.
«Признаки этого наблюдались достаточно давно — он не бывал на заседаниях Совбеза, не был он и на торжественной встрече с президентом и премьером в ночь после дня голосования. А это верный признак опалы.
Не совсем ясно, сколько Нарышкин пробудет на новом месте, ведь только что заговорили, что СВР вольется в новую силовую структуру МГБ. Может быть, ему подберут в конечном счете губернаторский пост в регионе или он перейдет в одну из корпораций», — говорит эксперт.
Друг Путина и политический назначенец
Нарышкин в 1990-х годах работал в комитете по экономике и финансам мэрии Санкт-Петербурга. Позже был председателем комитета по внешнеэкономическим и международным связям правительства Ленинградской области. В 2004 году он вошел в администрацию президента на должность замначальника экономического управления. Позже стал заместителем руководителя аппарата правительства России, затем возглавил его. С 2007 года Нарышкин был зампредседателя правительства России — руководителем аппарата правительства. В 2008–2011 годах возглавлял администрацию президента. В декабре 2011 года, после выборов Госдумы шестого созыва, был избран ее спикером.
На посту спикера Нарышкин сменил экс-главу МВД Бориса Грызлова, прославившегося характеристикой Думы как «не места для дискуссий». В период руководства Госдумой новым спикером нижняя палата приняла немало запретительных законов, включая так называемый «пакет Яровой». Из-за этого Дума времен Нарышкина получила прозвище «бешеный принтер».
Нарышкин никогда не распространялся о своей возможной службе в КГБ. На прямой вопрос журналиста ТАСС Андрея Ванденко о том, служил ли он в КГБ вместе с Путиным, спикер Думы ответил уклончиво: «Пусть говорят. Вы спросили, я ответил: с Владимиром Владимировичем мы знаем друг друга более двадцати лет».
Согласно официальной биографии, он работал в посольстве СССР в Бельгии с 1986 по 1989 год. Считается, что дипломатическая должность иногда используется как прикрытие для работы разведки. Известно, что Нарышкин хорошо говорит по-французски и любит культуру этой страны. В свое время он получил высшую награду этой страны — орден Почетного легиона. В интервью ТАСС в качестве председателя Госдумы он заявлял, что верит, что «черная полоса в отношениях России и Запада закончится, здравый смысл восторжествует».
Генерал-лейтенант КГБ СССР Николай Леонов, 12 лет руководивший информационно-аналитическим управлением внешней разведки, называет уход Нарышкина в СВР «чисто политическим назначением».
«Как правило, в большинстве стран мира службами разведки руководят политические назначенцы, а не профессионалы, вышедшие из рядов самой разведки, — говорит Леонов. — Это естественно и понятно. Потому что глава государства должен иметь в качестве директора Службы внешней разведки человека, который пользуется его полным доверием. Кроме того, Нарышкин имеет большой опыт государственной и политической деятельности, и его кандидатура не будет вызывать каких-то разногласий».
Против Нарышкина действуют персональные санкции в связи с тем, что он активно поддержал присоединение Крыма к России. Подобные же санкции были введены и против его предшественника на этом посту Михаила Фрадкова. Однако руководители СВР и ФСБ осуществляют контакты с коллегами и получают визы на зарубежные мероприятия.
Один из бывших сотрудников Первого главного управления КГБ в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что нельзя однозначно толковать назначение директором СВР ни как «ссылку», ни как «трамплин» (по примеру взлета Евгения Примакова после этого поста) для Нарышкина. При этом собеседник отмечает, что Примаков был «необычной личностью». По его мнению, в «данном назначении видится больше оценка деятельности Нарышкина в Госдуме, где он проявил себя хорошим администратором, но не блистательным политиком».
Фрадков займется железными дорогами
Что касается нынешнего директора СВР, то
Михаил Фрадков сменит вице-премьера Аркадия Дворковича на посту председателя совета директоров РЖД.
Об этом также сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Фрадков возглавлял СВР с 2007 года, до этого он три года занимал пост российского премьер-министра.
Должность председателя совета директоров в крупных компаниях с госучастием не впервые отходит бывшим премьерам. Так, другой российский экс-премьер Виктор Зубков является председателем совета директоров «Газпрома». По сути, должность председателя совета директоров не предполагает участия в оперативном управлении компанией.
В назначении Фрадкова ключевым моментом является то, что из совета директоров уходит нынешний вице-премьер Дворкович. Как рассказывали «Газете.Ru» источники в РЖД, присутствие Дворковича в совете директоров во многом было на руку компании. Ведь некоторые вопросы сначала обсуждались на совете директоров, а позднее — на межведомственных совещаниях у Дворковича уже в качестве вице-премьера, который курирует вопросы развития транспортной инфраструктуры.
Ранее информированные источники прочили Дворковича на должность руководителя «Транснефти». Пресс-секретарь вице-премьера Алия Самигуллина отказалась комментировать кадровые перестановки в РЖД и возможный уход Дворковича в «Транснефть».
Проваленные явки и слухи о возвращении МГБ
В период руководства СВР Фрадковым произошел самый крупный провал в истории российской внешней разведки — аресты в 2010 году сразу десяти российских разведчиков-нелегалов, наибольшую известность из которых приобрела впоследствии Анна Чапман. Большую часть из разоблаченных агентов СВР наряду со шпионажем власти США обвинили в сговоре с целью отмывания денег. В итоге их обменяли на четырех российских граждан, осужденных за госизмену, — ученого Игоря Сутягина, экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля, бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Запорожского, а также бывшего офицера КГБ и экс-заместителя начальника службы безопасности телекомпании «НТВ-Плюс» Геннадия Василенко, осужденного за незаконное хранение оружия.
После «обмена шпионами» газета «Коммерсантъ» опубликовала расследование о том, что к провалу СВР привело бегство полковника Щербакова, долгое время служившего в СВР начальником американского отдела управления «С», ведающего работой с нелегалами. Издание утверждало, что в процессе расследования провала, которое ведется при участии сразу нескольких российских силовых ведомств, включая ФСБ, обсуждается реформа российских спецслужб. По словам источника «Коммерсанта», в Кремле тогда обсуждалось слияние СВР и ФСБ по примеру советского КГБ, где управление внешней разведки было одним из подразделений.
«Выделение СВР из КГБ все больше критикуют. Активным сторонником обратного процесса среди прочих является глава Совбеза Николай Патрушев. И опять поползли слухи о смене Фрадкова на неравнодушного к делам разведки Нарышкина», — утверждал тогда собеседник «Коммерсанта».
В 2011 году российские информагентства со ссылкой на источники в спецслужбах распространили сообщение о том, что арестованных в США сотрудников действительно выдал высокопоставленный перебежчик из СВР — заместитель начальника американского отдела управления «С» (нелегальная разведка). Только, по версии агентств, настоящее имя перебежчика не Щербаков, а Александр Потеев. Он бежал из России за несколько дней до начала июньского визита в Вашингтон тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. «Новая газета» в своем расследовании связывала Потеева с отмыванием денег коррумпированных чиновников и силовиков.
В 2011 году британская газета The Times опубликовала материал, в котором кризис в российских спецслужбах объяснялся желанием Кремля в очередной раз реформировать силовые структуры, разрушая устоявшиеся традиции. Якобы Владимир Путин — тогда премьер-министр — пытался объединить ФСБ и СВР. По версии издания, это привело к соперничеству двух ведомств и тайному противостоянию друг с другом. Так, во внешней разведке негативно восприняли расширение полномочий коллег из ФСБ, когда в 2003 году Путин своим указом предоставил ФСБ право проводить собственные операции за рубежом.
19 сентября — за три дня до официального объявления о смене Фрадкова на Нарышкина — «Коммерсантъ» опубликовал материал о грядущей реформе силовых ведомств и создании министерства госбезопасности, которое объединит СВР и ФСБ.
Впрочем,
по мнению генерал–лейтенанта КГБ СССР Леонова, вряд ли назначение Нарышкина на этот пост может быть связано со слухами о создании министерства госбезопасности, которое включит в себя и разведку.
«Разговоры о возможном слиянии СВР и ФСБ идут уже не первый год, но все это только разговоры. Во всем мире разведки действуют автономно и самостоятельно, подчиняясь непосредственно главе государства, — поясняет Леонов. — У нас в стране просто действовал исторический атавизм. Так как в 20-е годы двадцатого века иностранный отдел ВЧК, то есть будущая разведка — СВР, создавался специально для борьбы с белой эмиграцией и контрреволюцией. И тогда это было оправданно. Но во все остальные годы разведка выполняла свои специфические задачи».
По его словам, разведка в первую очередь связана с работой за рубежом, а ФСБ занимается обеспечением государственной стабильности и устойчивости социально-экономического строя в России. И связывать вместе эти две функции нельзя, поэтому никакой выгоды от слияния Леонов в такой гипотетической реформе не видит.