Если посмотреть на итоги выборов в Госдуму 18 сентября в виде столбцов цифр на плазменной панели Центризбиркома, то может показаться, что они не сильно отличаются от выборов 2011 года: «Единая Россия» набирает чуть больше, парламентская оппозиция чуть меньше, но в целом почти все одинаково. На самом деле к утру 19 сентября граждане России получили новую Госдуму, которая будет разительно отличаться от предыдущей.
Результаты в цифрах
<1>
Промежуточные итоги выборов показывали, что «Единая Россия» набирает меньше 50%, ЛДПР внезапно обошла КПРФ. Подсчет голосов «с запада», судя по опыту предыдущих кампаний, не давал оснований для улучшения показателей партии власти.
Впрочем, ночью подсчет добрался до таких регионов, как Тува, Мордовия, Татарстан, Дагестан и ставшей с ними в один ряд Кемеровской области, добавивших и явку, и голоса за «Единую Россию». КПРФ с большим трудом опередила ЛДПР на 0,2%, необходимые, чтобы занять второе место.
По итогам обработки 93% бюллетеней «Единая Россия» получает 54% голосов. Это соответствует 140 мандатам, сообщила глава ЦИК Элла Памфилова с утра в понедельник.
С учетом победы в 203 одномандатных округах единороссы получают 343 места в Госдуме — рекорд в современной политической истории.
КПРФ получила 13,45% голосов, ЛДПР — 13,24%. Партии проведут в Думу по спискам 35 и 34 депутата соответственно. Кроме того, коммунистам удалось выиграть в семи округах — соответственно, их фракция будет состоять из 42 парламентариев. ЛДПР взяла пять округов, что увеличивает число полагающихся партии мандатов до 39. Самая маленькая фракция будет у «Справедливой России» (6,17%), которой остается 16 «списочных» мандатов и 7 мажоритариев, итого 23 депутата. По одному одномандатнику провели в парламент партии «Родина» и «Гражданская платформа». Также один человек формально прошел в Думу в качестве самовыдвиженца — единоросс с многолетним стажем Владислав Резник.
Помимо депутатов Госдумы жителям семи регионов, в том числе Чечни, предстояло выбрать новых руководителей республик и областей. Везде, по последним данным, побеждают действующие губернаторы или врио, ситуации второго тура нигде нет.
Параллельно с федеральными прошли выборы в законодательные собрания в 39 субъектах страны. Во всех них «Единая Россия» побеждает с большим отрывом, но с разным результатом. Как и на выборах в Госдуму, борьба за вторые и третьи места ведется в основном между ЛДПР и КПРФ.
Что с явкой
По данным ЦИК, на выборы пришло 47% избирателей. Это «утренняя», уточненная цифра. Перед закрытием участков 19 сентября говорили о 40% проголосовавших.
В итоговых данных Центризбиркома фигурировала иная «расчетная база» для определения явки. В 2015 году ЦИК насчитал в России 109 млн избирателей, в 2016 году была объявлена другая цифра — 111 млн, с учетом постоянно проживающих за рубежом. А в расчетах значится только 98,9 млн внесенных в списки «на момент окончания голосования».
Явка не была равномерной: на этих выборах четко обозначились две группы регионов — условно «европейская» часть (западная Россия) и «восточная» — те регионы, которые в последние годы были принято называть зонами «специфической электоральной культуры». Такими зонами являются в первую очередь национальные республики. Явка в западноевропейских регионах, судя по ночным цифрам, составляла около 35%. В результате в ночь подсчета по явке практически не было средних значений — или за 60–70%, как в Тюменской области, или 35%, как в Карелии.
Скучнее и честнее
Все крупные партии в день голосования говорили о подаче жалоб в ЦИК, но о полном непризнании итогов выборов речи не шло.
Координатор движения наблюдателей «Голос» Виталий Аверин говорит, что в день голосования было меньше сообщений о нарушениях прав наблюдателей и СМИ, чем в 2011 году.
«Обещания ЦИК на этот счет были выполнены, и мораторий на удаление наблюдателей работал. Но самих наблюдателей было в два раза меньше, чем в 2011 году, и это не дает восстановить нам полную картину голосования. Это связано с ограничениями законодательства, но есть и фактор общей демотивации из-за небольшого числа конкурентных избирательных кампаний, слабой агитации на выборах», — считает Аверин.
По его словам, сообщения о нарушениях в основном шли из регионов, где были конкурентные выборы.
Среди основных нарушений он перечислил вбросы, «круизное голосование», в некоторых регионах придерживали сдачу протоколов наблюдателям до утра.
Разбирательство будет проведено по каждой жалобе на нарушения при голосовании на выборах в Госдуму, пообещала утром в понедельник глава Центризбиркома Элла Памфилова. По ее словам, лидеры всех партий должны представить конкретные факты: «Если будут у кого-то какие-то сомнения, пожалуйста к нам, милости просим. Главное, чтобы информация была подкреплена не голословными заявлениями, а фактами».
Одно из самых громких нарушений произошло на УИК 1958 в Ростове-на-Дону: в сети появилось видео с предполагаемым вбросом. Внимание главы ЦИК на этот инцидент обратил корреспондент «Газеты.Ru».
Позже Памфилова уточнила, что СК возбудил уголовное дело по статье о фальсификации итогов голосования и избирательных документов. Дело возбуждено в отношении секретаря УИК с правом решающего голоса. Памфилова заявила, что ЦИК заинтересован в очищении своих рядов от «подобного рода, извините, секретарей комиссий, членов комиссий».
Политические итоги выборов
«Единая Россия» по итогам выборов получила конституционное большинство в новом составе Госдумы. 343 мандата — результат, которого у партии власти не было никогда. С такой Госдумой Кремль может менять Конституцию, проводить через парламент абсолютно любые законопроекты, не учитывая мнение парламентской оппозиции.
Теперь фракция состоит из двух неравных частей: «списочники», чистые партийцы, и одномандатники — в основном представители ОНФ. Политолог Николай Миронов считает, что с такими результатами разговоры о замене партии власти на ОНФ можно считать несостоятельными.
Итоги выборов стали тревожным знаком для КПРФ. К утру 19 сентября коммунисты вернули второе место — но обошли ЛДПР всего на 0,2%. Это нельзя назвать успехом партии, уверенно занимающей второе место в политической системе.
Несмотря на сообщения кандидатов-одномандатников от КПРФ о фальсификациях на местах, член ЦИК от коммунистов Евгений Колюшин оперативно заявил в день голосования, что итоги выборов признает.
Ни одна из непарламентских партий так и не смогла аккумулировать протестные голоса. Николай Миронов считает, что результаты выборов были предрешены во многом до дня голосования. У оппозиции не хватало медийного и финансового ресурса, из-за «лепестковой нарезки» в одномандатных округах бороться с кандидатами от власти с наличием админресурса было невозможно.
Теперь несистемные партии ждут трудные времена. Больше всего пострадало «Яблоко», не прошедшее даже барьер в 3% голосов и, следовательно, утратившее право на госфинансирование. Бюджетных средств не получит также ни одна из непарламентских партий — ближе всего к этому были близки «Коммунисты России».
Демократическая оппозиция должна провести серьезные внутренние реформы. Даже объединение результатов ПАРНАС, «Яблока» и пропрезидентской Партии роста не дало бы им проходной процент в Думу.
Минимальное представление в Думе получат «Родина» и «Гражданская платформа», которые провели в нижнюю палату одномандатников: экс-единоросса Алексея Журавлева и бывшего жириновца Рифата Шайхутдинова. Оба округа были согласованы с Кремлем и расчищены под этих кандидатов.
Не оправдались надежды многообещающих одномандатников: выходцев из «Справедливой России» Оксаны Дмитриевой и Дмитрия Гудкова, либералов из ПАРНАС и «Открытой России» Андрея Зубова и Марии Бароновой и целого ряда других медийных оппозиционеров. «Единая Россия» получила все округа, кроме тех, которые с самого начала были выделены «под размен».
В общем, вся конкуренция в Думу оказалась «бегом на месте» — мандаты в Думу можно было распределять уже в мае, после праймериз «Единой России», считают политические эксперты.
«Это депрессия, в которой находится все большее количество людей, — считает заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. — Некоторые из них по инерции голосуют за тех, кого знают. В таком состоянии люди уходят в семью, в личные дела. Предложение на политическом рынке расширилось, но люди не хотят вникать в суть противоречий между ПАРНАС и «Яблоком». Это все равно как если бы вы пришли в магазин в депрессии и купили совершенно незнакомый товар. Зачем? Вы скорее возьмете что-то привычное или вообще не пойдете в магазин. Большинство так и поступило».
По мнению Макаркина, общество прошло момент эйфории 2014 года, пережило момент восприятия кризиса и конфликта с Западом как шанс на импортозамещение. После депрессии общество, по мнению аналитика, будет искать выход. Но пока не похоже, чтобы оно искало его в сфере политики.