Неформальный саммит ЕС в Братиславе в пятницу не привел ни к каким конкретным решениям, однако лидеры Евросоюза отметили необходимость борьбы с общими вызовами. Среди этих вызовов нелегальная миграция, терроризм и экономическая ситуация.
ЕС ищет выход из кризиса
Открывая встречу в Братиславе, премьер-министр Словакии Роберт Фицо сказал, что эта встреча — «доверительное обсуждение ситуации, в которой оказался Евросоюз».
Канцлер Германии Ангела Меркель была более жесткой. Она сказала, что ЕС находится в «критической ситуации»
и от членов объединения зависит ее возможное улучшение, передает Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Слова Меркель о критической ситуации можно рассматривать как тревожный знак. Глава ФРГ, которая является неформальным лидером ЕС, сама испытывает проблемы из-за тяжелой ситуации с приемом беженцев. Именно Германия приняла больше всего беженцев из объятых военными конфликтами стран Ближнего Востока. Сегодня их в стране более 1 млн, и они бросаются в глаза в крупных немецких городах, вызывая усиление националистических настроений.
Но, как отмечает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, главной проблемой ЕС являются не беженцы и проблемы терроризма, а отсутствие «общей перспективы».
«Именно из-за этого (из ЕС. — «Газета.Ru») ушли британцы, которые предпочли не оставаться в организации без общего будущего. За это общее будущее отвечала Германия, и она с этим не справляется», — говорит Брутер.
По его словам,
выступление Меркель «устарело на десять лет» и в самой Германии растет оппозиция тому курсу канцлера.
Однако, по мнению польского политолога Якуба Корейбы, братиславский саммит — это «шаг в правильном направлении».
«Лидеры ЕС признали существование проблем, которые они предпочитали игнорировать в прошедшие годы. Они признают, что
Brexit или иммиграционный кризис — это не причина, а следствие проблем, которые существуют в самой организационной структуре союза»,
— сказал эксперт «Газете.Ru».
Но саммит, как считает эксперт, продемонстрировал противоречия внутри ЕС.
Германия и Франция, рассуждает Брутер, хотят большей интеграции. А их оппоненты в Евросоюзе желают передачи полномочий от Брюсселя национальным парламентам.
В этой связи и итоги саммита тоже противоречивые, «он продемонстрировал ЕС в кризисе во всей красе и весь комплекс сложившихся проблем и в то же время показал, что никто не хочет крушения европейского проекта».
В поисках сильной воли
Кроме проблемы беженцев насущными темами этой встречи стали «возвращение контроля» за ситуацией на границах и вопросы совместной обороны и безопасности, в то время как экономика отошла на второй план.
«Граждане ЕС хотят знать, смогут ли политические элиты снова взять контроль над процессами, которые их удивляют, дезориентируют и иногда пугают», — сказал глава Евросовета Дональд Туск.
Главный евробюрократ заявил при этом, что он против излишнего диктата Брюсселя:
«Наделение новыми полномочиями европейских институтов не является желаемым решением».
На встрече в Братиславе президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель призвали страны ЕС к выработке нового проекта европейского объединения. Для этого, как отмечает Дональд Туск, Евросоюз должен будет принять несколько трудных решений, которые потребуют «сильной политической воли и воображения».
Однако главные государства ЕС Франция и Германия вряд ли смогут определить цель европейских реформ к 2018–2019 годам, так как ситуация в них после выборов в 2017 году может серьезно измениться.
Эта встреча стала своего рода подготовительным совещанием перед саммитом ЕС в 2017 году в Риме, который отметит 60-летнюю годовщину Римского договора.
«Братислава станет первым этапом в процессе анализирования и совместной работы 27 (глав государств. — «Газета.Ru»). За ним последует Европейский совет в октябре (в составе 28, посвященный главным образом экономическим вопросам) и в декабре, когда будут обсуждаться оборонные проекты», — сообщил брюссельский дипломат изданию Le Monde.
Именно на встрече в Риме в 2017 году, как заявлял Туск на днях, ЕС должен обсудить отношения с Россией. Этому вопросу будет посвящена отдельная сессия.
Планы единой армии Евросоюза
В ходе встречи в Братиславе выдвигались планы создания единой армии ЕС.
Инициаторами выступают Франция и Германия, которые расценивают состояние Евросоюза как «критическое». Ангела Меркель заявила, что готова пойти на все ради сохранения европейского единства.
Ранее глава Еврокомиссии заявлял о том, что Евросоюз намерен создать «собственный фонд оборонных исследований и инвестиций для обеспечения оборонных возможностей», а также о создании единого штаба для координации военных операций.
Но неясно, как будут распределяться расходы на оборону, которые страны — члены ЕС не слишком охотно несут в рамках НАТО.
Американские союзники на каждой встрече альянса постоянно напоминают европейским партнерам о необходимости тратить на коллективную оборону не менее 2% от ВВП.
Лондон пока не goodbye
Впервые в истории встреча лидеров состоялась без представителей Великобритании, которая стала первой страной, решившей покинуть ЕС. В этой связи одним из главных пунктов на повестке была подготовка к переговорам с Великобританией о ее выходе из Евросоюза, где ключевой проблемой будут торгово-экономические отношения.
Участники встречи отмечают, что после решения Великобритании о выходе из состава ЕС перед организацией встали серьезные вопросы, связанные с нынешним состоянием союза и будущим форматом сотрудничества.
Дональд Туск подчеркнул, что
было бы ошибочно полагать, что результаты референдума в Соединенном Королевстве — исключительно британская проблема или «игра популистов» в ходе кампании за Brexit.
По его мнению, даже если бы Великобритания не приняла решения покинуть ЕС, членам Евросоюза было бы о чем задуматься и что обсудить.
Как было заявлено на саммите, ЕС заинтересован в установлении наилучших отношений с Лондоном, однако некоторые европейские чиновники считают, что, в случае если переговоры о выходе из ЕС будут достаточно жесткими, Британия может остаться.
Как заметил Туск, Великобритания может подать заявку о выходе из состава ЕС в январе-феврале 2017 года. Ранее министр Британии по вопросу выхода страны из ЕС Дэвид Дэвис заявил, что для страны лучше на месяц позже начать процедуру выхода из Евросоюза, чем занять проигрышную позицию в переговорах по этому вопросу.
Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией Lord Ashcroft, две трети жителей Великобритании считают, что государство находится на правильном пути после решения о выходе из состава Евросоюза, писала в сентябре The Telegraph.