В четверг представители пятерки ядерных держав соберутся в Вашингтоне для обсуждения реализации Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Встречу анонсировал Госдеп США. В пятерку входят постоянные члена Совбеза ООН — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция.
Представители стран обсудят прогресс по разоружению и нераспространению в рамках обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия.
В мире пока еще не существует единой площадки для обсуждения вопроса о коллективном разоружении. Почти все известные договоры о разоружении происходят как на односторонней основе (к примеру, добровольное разоружение ЮАР или Украины), так и на двусторонней основе — как, например, обновленный в 2011 году договор СНВ между США и Россией, который будет действовать до 2021 года.
Формат встречи «большой пятерки» введен по предложению министра обороны Великобритании Десмонда Брауна в 2009 году. С тех пор «ядерная пятерка» регулярно проводит встречи.
В них участвуют представители государств в рангах замминистров или спецпредставителей. Россию обычно на этих переговорах представлял посол по особым поручениям МИД РФ Григорий Берденников.
Сам Берденников отмечал в прошлогоднем интервью, что подобные встречи — «возможность для пяти ядерных государств выработать общие подходы в преддверии обзорных конференций ДНЯО».
Обзорные конференции ДНЯО проходят раз в пять лет. Предыдущая завершилась в прошлом году, но прорывов не принесла.
«Пять государств, которые обладают ядерным оружием, решили, что нужно время от времени проводить подобные встречи, — говорит «Газете.Ru» эксперт по ядерной безопасности Андрей Баклицкий. — В последнее время активизируется антиядерное движение, направленное на полное разоружение».
«Встречи носят больше демонстративный характер. Участники хотят показать активно критикующим ядерные державы странам, не имеющим собственного ядерного оружия, что они готовы идти на шаги, чтобы понизить градус критики», — рассуждает эксперт.
«Тем не менее итогом этих встреч обычно становятся коммюнике, содержащие общую позицию по самым базовым вещам. Поэтому я бы не ждал каких-то больших результатов и прорывов», — говорит Баклицкий.
Эксперт привел в пример достижения подобных неформальных встреч. В 2009 году в Семипалатинске был подписан Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, — с согласия стран региона Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Согласно положениям договора, стороны обязались запретить производство, приобретение и развертывание на их территории ядерного оружия и его компонентов или других ядерных взрывных устройств.
В то же время договор не запретил использование ядерной энергии в мирных целях.
«На последней встрече «ядерной пятерки» также составили глоссарий, где были прописаны все темы, связанные с ядерными вопросами. Это было сделано для упрощения возможных в будущем процедур по разоружению», — говорит Баклицкий.
Эксперт по международным делам Михаил Троицкий согласен, что
подобные встречи помогают «отбиваться» от «безъядерных» государств в рамках ООН.
Страны без ядерного оружия обычно ссылаются на самую миролюбивую, 6-ю статью ДНЯО, которая гласит, что «каждый участник настоящего договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».
ДНЯО — многосторонний международный акт, специально разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью, цитируя преамбулу, «приложить все усилия для предотвращения опасности возникновения такой [ядерной] войны и принять меры для обеспечения безопасности народов». Был подписан 1 июля 1968 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне.
«На самом деле никто так публично в своей внешнеполитической риторике, кроме России, Северной Кореи и Пакистана, уже не педалирует тему допустимого порога применения ядерного оружия, — говорит Троицкий. — Роль такого вооружения в мировой политике сейчас снижается. Ядерное оружие теряет свой стабилизирующий фактор. Это связано с тем, что появляются новые системы вооружений. Новые виды тактики, боевых действий и стратегии войны.
В перспективе полутора или даже одного десятилетия атомная боеголовка станет оружием прошлого», — рассуждает эксперт.
«При этом и в США, и в Великобритании, и в России существуют ядерные лобби, которые полагают совершенно необходимым сохранять ядерный потенциал. Например, США идут по пути внедрения бомб малых мощностей, цель которых, правда, — пробивать бункеры, а не наносить чудовищные разрушения. В целом же ядерное табу будет держаться», — добавляет эксперт.