В четверг о намерении курдов принять конституцию объявила официальный представитель сирийских курдов Хадия Юсеф. Принятие конституции — следующий шаг после провозглашения курдами Федерации Северной Сирии. Еще раньше — в январе 2014-го — сирийские курды провозгласили автономию Рожава в подконтрольных им районах.
Заявление курдского представителя было сделано на фоне продолжающегося турецкого военного вторжения в Сирию.
Анкара, провозгласив своей целью уничтожение террористов, не скрывает, что нацелена и на борьбу с курдскими отрядами.
«Турецкое вторжение в Сирию спасет ИГ (организация запрещена в России), и не потому, что Реджеп Эрдоган так любит «игиловцев», хотя и давал им использовать Турцию для транзита боевиков и получения помощи, а потому что не видит в них главных врагов Турции», — отмечает политический обозреватель издания The New Zealand Herald Гвинн Дайер.
Проблемы у сирийских курдов возникли и с официальным Дамаском, который первоначально видел в них союзников. Однако ни одна из инициатив по созданию автономий не была поддержана Дамаском.
Более того, официальные сирийские чиновники критически отзывались о Федерации Северной Сирии. После жестоких боев в городе Хасаке между курдским ополчением и формированиями, поддерживающими президента страны Башара Асада, инициатива о принятии конституции может вызвать новые вооруженные столкновения.
Рождение Рожавы
Формирование автономии Рожава на севере Сирии стало ответом курдов на начало политического кризиса в стране. С 2011 года в районах их компактного проживания стали появляться вооруженные отряды ополчения, получившие название YPG и YPJ (последние состоят исключительно из женщин).
Они объявили о лояльности режиму Башара Асада и взяли на себя функции по поддержанию порядка в своих городах и селах, а также контролировали отдельные участки границы с Турцией (например, рядом с городами Кобани, Африн и Амуда) и пресекали попытки проникновения антиправительственных отрядов и контрабанды оружия. Параллельно с этим происходил процесс формирования институтов власти в курдских общинах.
Однако из-за расширения боевых действий в других провинциях сирийская армия и полиция постепенно покинули курдские районы и передислоцировалась в более горячие точки. Таким образом, к 2014 году на севере Сирии образовалось три анклава, где власть фактически принадлежала курдам.
В январе 2014-го на этих территориях была провозглашена автономия Рожава. Правительство Асада сделало вид, что ничего не произошло, ведь автономия признавала себя частью Сирии, просто обозначала свой статус региона с собственными законами. Была принята своеобразная конституция — «Общественный договор». Этот документ был выработан представителями курдских общин, а также арабских и ассирийских, проживающих на территории Рожавы.
В полной мере «Общественный договор» не был реализован. С августа 2014-го активные боевые действия коснулись и курдов, которые до того умудрялись лавировать между правительством и антиправительственными силами и избегали серьезных столкновений.
Объявленное летом 2014-го «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) повело наступление на Кобани. Весной следующего года радикалы атаковали курдские и ассирийские районы на северо-востоке Сирии. С тех пор Рожава втянулась в масштабные боевые действия. На ее территории сначала появились иностранные добровольцы, а вслед за ними спецподразделения армии США.
Весной этого года американцы организовали первую базу на курдской территории. А курды и их союзники провозгласили реформирование Рожавы в Федерацию Северной Сирии.
У курдов друзей нет
Несмотря на то что из уст официальных чиновников Госдепа и Пентагона часто звучат похвалы в адрес курдов, для последних американцы лишь ситуативные союзники. Вашингтон действительно оказывал курдам военную помощь. В частности, США осуществляли воздушную поддержку курдам в операциях против боевиков ИГ, сбрасывали грузы с амуницией. Вместе с американскими силами специального назначения курдским отрядам YPG удалось захватить переправу через Евфрат и выйти на западный берег реки, а позднее отбить город Манбидж у исламистов.
Однако карты курдам смешала операция Турции. Анкара опасается усиления курдов в Сирии и требует вывода курдов из Манбиджа и из всех населенных пунктов западнее Евфрата. Одна из главных целей проводимой сейчас турками операции «Щит Евфрата» в Сирии — отодвинуть курдов на восток (вторая декларируемая цель — зачистить от ИГ районы вдоль сирийско-турецкой границы). США согласны с требованиями Турции (их официального союзника по блоку НАТО) и пригрозили прекратить всякую помощь курдам, пока они не уйдут за Евфрат.
Как отметило недавно британское издание The Independant, «сирийские курды, которые были наиболее эффективными американскими союзниками США в войне против исламистов в Турции, сегодня видят себя как потенциальные жертвы международного предательства».
Активную помощь сирийским курдам оказывала и Россия — она включала поставки оружия, удары российских ВКС для поддержки курдских отрядов против ИГ. Что немаловажно, первое зарубежное представительство сирийских курдов Рожавы было открыто именно в Москве. Правда, это произошло в момент острого противостояния России и Турции, когда Москва всячески старалась уколоть бывшего партнера.
При этом российские власти, позволив курдской общине открыть представительство, действовали очень осторожно. На церемонии открытия не было действующих российских дипломатов, представителей администрации президента, МИДа, Госдумы. О выжидательной позиции Москвы по курдскому вопросу можно было судить и по тому, что курды открыли московское представительство не в форме официального консульства или посольства, а в качестве неправительственной организации.
Сейчас же Россия, оказывавшая активную помощь Рожаве на дипломатическом уровне, отмалчивается. Все это может быть связано с договоренностями между российским президентом Владимиром Путиным и его турецким коллегой Реджепом Эрдоганом.
Эрдоган отказывается от активной поддержки антиправительственных сил в Сирии, а Россия не мешает решать туркам «курдский вопрос», в том числе на территории Сирии.
Закрывая глаза на проблемы курдов в Сирии, Россия рискует потерять их симпатии.
Как пропишет Барзани
В результате турецкой операции сирийские курды оказались без внешнеполитических и военных союзников и должны либо соглашаться с требованиями США и Турции, либо идти на прямую конфронтацию с ними.
Играет роль и идеология — Рожава позиционирует себя как социалистическое образование, и в случае потери поддержки ей рано или поздно придется сворачивать свою социал-демократическую программу. В итоге она может превратиться в аналог Иракского Курдистана (ИК), лояльного Турции образования. Уже сейчас на различных уровнях институтов власти Рожавы присутствуют сторонники Иракского Курдистана, в некоторых районах Рожавы работают представительства политических партий ИК.
В таком случае сирийских курдов, очевидно, ожидает то, что было с Советской Россией в 1919-м, — им придется вести боевые действия по всему внешнему периметру подконтрольной территории. Против них может выступить и Иракский Курдистан.
Известно, что президент ИК Масуд Барзани, перед которым турецкие власти во время недавнего визита расстелили красную дорожку, неоднократно выступал с резкими заявлениями по поводу Рожавы. Даже пересечение границы с Рожавой люди Барзани жестко лимитируют: действует только один пограничный переход, для выезда из Иракского Курдистана в Рожаву необходимо получать официальное разрешение у правительства ИК.
Помехой для курдов в сегодняшних условиях становятся и ранее дружественные силы режима Асада, которые имеют свои базы на территории Рожавы и длительное время не вступали в столкновения с курдами. В августе они вели ожесточенные бои против отрядов YPG в городе Хасаке.
Ведя войну против Асада, сирийским курдам невольно придется провозгласить независимость от Сирии. Они не смогут оставаться в составе государства, которое является их врагом.
В случае если курды все-таки откажутся от требований США и Эрдогана, стоит ожидать, что в Рожаву потянутся новые партии иностранных добровольцев из различных леворадикальных организаций (вместе с курдами уже воюют представители отдельных турецких левых подпольных организаций).
Заявление Хадии Юсеф о принятии в октябре конституции укладывается пока в оба сценария. Четкого понимания, куда именно намерено двигаться руководство Рожавы, пока нет. Ясность может появиться в ходе наступления турецкой армии: будут курды оборонять Манбидж от турок или нет. Решение оборонять этот город, который они отбивали у ИГ два месяца и в борьбе за который потеряли, по разным данным, от тысячи до двух тысяч своих бойцов убитыми, может привести к конфликту с США. Уход же на восточный берег Евфрата будет означать усиление «партии Иракского Курдистана», а значит, и поддерживающего Эрдогана лидера ИК Барзани.