Как и в прошлые годы, в речи Порошенко почти сразу стала фигурировать «российская угроза». И к этой теме так или иначе были привязаны прочие тезисы, даже внутриполитические.
Об армии
Президент начал речь с разговора об армии: заявил о выполнении в настоящее время более 40 импортных контактов на поставку средств обороны на сумму $1,5 млрд. По словам украинского лидера, если бы укрепление армии и раньше осуществлялось такими же темпами, то «зеленые человечки не сунулись бы в Крым и на Донбассе не было бы российских войск».
Судя по всему, приоритетными статьями проекта государственного бюджета на 2017 год будут расходы на безопасность и оборону.
Об этом же 31 августа говорил премьер-министр Украины Владимир Гройсман: «Расходы на безопасность и оборону в 2017 году составят около 5% валового внутреннего продукта Украины». У Порошенко в речи фигурировала иная цифра, но тоже значительная: «Почти 3% ВВП на оборону — это много по сравнению с едва ли 1%, который тратился на армию в середине нулевых годов. Но слишком мало для страны, которая де-факто в состоянии войны. Но больше, к сожалению, и это правда, мы себе позволить не можем». Президент призвал депутатов поддержать закон о специальной конфискации, средства от которой покроют военные расходы.
Дело в том, что весной Верховная рада торпедировала несколько законопроектов, разрешающих процедуру конфискации имущества экс-президента Януковича и его окружения. Проблема заключается в том, что в июле 2015 года Интерпол приостановил розыск Януковича после того, как его юристы подали жалобу, заявив, что уголовное дело против бывшего президента носит политический характер. Без специальной поправки в закон конфискация имущества экс-президента на Украине, которая оценивается в $1,5 млрд, будет сильно затянута судебными разбирательствами, тогда как бюджету требуются деньги немедленно.
В своей речи Порошенко также отметил, что стратегической целью Киева остается вступление в НАТО. Он заявил, что Украина вышла на «беспрецедентный и как никогда тесный» уровень сотрудничества с государствами – членами Североатлантического союза. Согласно Военной доктрине страны, принятой при Порошенко и обнародованной в сентябре прошлого года, Киев собирается достичь к 2020 году полной совместимости вооруженных сил с соответствующими силами стран – членов НАТО.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин не верит в возможность вступления Украины в НАТО, ссылаясь на 5-ю статью устава альянса, предусматривающую создание системы коллективной защиты.
«Никто не захочет в случае чего вступать с Россией в войну. Тем не менее кроме НАТО есть другие варианты союза с США. По примеру союза Южной Кореи и США или Японии. Двусторонний союз я не исключаю», — сказал эксперт «Газете.Ru».
О Крыме и российском присутствии. Ответ Путину
В своей речи Порошенко также заявил о том, что якобы российские войска находятся в Донбассе, несмотря на то что Москва неоднократно опровергала подобные заявления Киева. Российская сторона настаивает на том, что не принимает участия в украинском конфликте и непричастна к событиям на юго-востоке страны.
По словам президента Украины, на востоке страны находятся почти 38,5 тыс. человек и 2,3 тыс. единиц техники «оккупационных сил», в том числе 300 — это реактивные системы залпового огня.
Порошенко напомнил, что его главной задачей является восстановление территориальной целостности Украины в границах 1991 года.
После чего прямо ответил на слова президента России Владимира Путина, который 3 сентября сказал, что вопрос о принадлежности Крыма «исторически закрыт».
«Заявление Путина о том, что якобы вопрос Крыма закрыт, — это его бред. Хотя он действительно закрыт. И в 1954-м, и в 1991 году. Крым есть, был и будет украинским, и никакого другого разговора не будет», — заявил украинский лидер, чем вызвал едва ли не самые продолжительные за всю свою речь аплодисменты.
Президент также отметил, что Киев должен добиться сохранения санкций против России до момента восстановления территориальной целостности Украины и бросить усилия на укрепление международной коалиции в свою поддержку. В частности, Порошенко считает, что введение в отношении России ограничивающей торговлю поправки Джексона – Вэника может быть одной из дополнительных мер противодействия.
О вступлении в ЕС и отмене виз
Об отмене визового режима с Европейским союзом для граждан Украины Порошенко упомянул вскользь. Добиться отмены визового режима уже в 2016 году он обещал неоднократно, но пока прогресса в этом вопросе не наблюдается.
«О каком вступлении идет речь, если ЕС под всеми предлогами откладывает решение по безвизовому режиму? Украина могла бы вступить в Европейский союз образца 1990 года, но не сейчас, когда ЕС столкнулся с тем, что расширение привело к эрозии самой организации, — рассказывает Жарихин. — К тому же гранды ЕС — Франция, Германия, Италия — не заинтересованы в усилении восточного вектора. Тем более когда так некстати выпадает Великобритания. В ближайшие десятилетия они не видят Украину в составе объединения».
Исполнительный директор Российско-украинского информационного центра Олег Бондаренко согласился, что ни вступление в ЕС, ни отмена виз в ближайшей перспективе нереальны.
«Потому что ЕС сейчас миллионы украинских гастарбайтеров не нужны. Открывать свои рынки для новых голодных ртов — это значит разорять себя. Порошенко пользуется обыкновенной популистской риторикой», — пояснил «Газете.Ru» эксперт.
В своей речи Порошенко также уделил внимание и проблемам внутренней политики. Президент коснулся вопроса о внесении изменений в конституцию страны в части децентрализации, которые включают норму об особом статусе Донбасса. Документ о внесении в основной закон изменений по децентрализации — это один из ключевых пунктов минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе — был принят Радой в первом чтении еще в августе 2015 года, но с тех пор процесс застопорился. Порошенко настаивает на том, что поправки не будут рассматриваться в парламенте во втором чтении, пока для этого не будут выполнены определенные условия.
«Политическому урегулированию должен предшествовать очевидный и неоспоримый прогресс в вопросах безопасности: устойчивое прекращение огня, вывод всех войск и техники с оккупированной территории, разоружение боевиков и в конце концов — восстановление нашего контроля над нашей границей. И второго чтения конституционных изменений, приведение которых постоянно блуждало в этом сессионном зале, не было и не будет, пока не будут выполнены соответствующие условия», — заявил украинский лидер.
Внутренняя политика
В качестве примера он приводит ситуацию с телеканалом «Интер», который на днях заявил в правоохранительные органы о препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов. Поводом стала блокировка здания редакции в Киеве, о чем сообщалось на сайте телеканала. «В той «европейской Украине», которую так хотят видеть украинские политики, эта ситуация в принципе невозможна», — считает Жарихин.
Бондаренко подчеркивает, что рейтинг Порошенко — «это рейтинг постоянного напоминания об угрозе. Это рейтинг милитариста». «И как только он уходит с этого поля, его тут же занимают другие. Поэтому он не пойдет на это», — добавляет эксперт.
Ближе к концу своей речи Порошенко заявил, что причиной падения уровня жизни украинцев якобы является «российская агрессия». Безработными, по его словам, оказались сотни тысяч граждан. Президент страны признал зависимость украинской экономики от российской и обвинил Москву в том, что та проводит экономическую политику в отношении Украины при помощи «шантажа», а не при помощи «законов». Убытки от закрытия российского рынка украинский лидер оценил в $15 млрд.
Президент также пообещал не пропустить бюджет, в котором были бы сокращены социальные выплаты. Закончил Порошенко свою речь историческим отступлением о непростом пути к независимости и демократии Украины. А под занавес напомнил о том, что с момента вступления в силу закона о декоммунизации было снесено около 1,2 тыс. памятников Ленину, чем также вызвал аплодисменты.