Сами белорусы в религиозном плане люди абсолютно толерантные. К этому их приучило многовековое соседство на одной земле католицизма, православия и протестантизма. Здесь совершенно нормально, если в семье муж — католик, жена — православная, а дети вообще в евангелической общине. Такое никого не удивляет. Неслучайно, наверное, самое узнаваемое здание Минска и символ белорусской столицы — костел, хотя православных в городе все же больше.
Но в последние годы религиозный вопрос в Белоруссии постепенно все больше превращается в фактор политики. Точнее, политики начинают в своих интересах использовать уникальное положение страны на границе западного и восточного христианства.
Минск ждет Франциска
С сентября в Минске официально работает и служит в местном костеле новый апостольский нунций Габор Пинтер, представляющий интересы Ватикана в Белоруссии. По прибытии сюда в августе он заявил, что одной из главных целей здесь считает организацию визита папы Римского в Белоруссию.
«Понтифик заявил, что найдет время и возможность для визита, — цитировал Габора «Интерфакс». — Я не могу сказать, когда и как этот визит будет организован, но мне кажется, что намерение папы Римского позитивно для Белоруссии».
Еще десятилетие назад белорусский президент неприязненно относился к католикам, видя в них прежде всего агентов влияния соседней Польши. Да и позднее нередко происходили неприятные инциденты вроде ареста ксендза КГБ по обвинению в шпионаже или высылки католических священников из страны. Но
С 2009 года Лукашенко начал ездить в Ватикан и встречаться тогда еще с предшественником Франциска — папой Бенедиктом XVI. Во многих своих выступлениях глава Белоруссии публично приглашал папу Римского посетить страну.
В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе.
Для Лукашенко приезд в Белоруссию папы Римского очень важен не только в плане улучшения отношений с Европой, но и для его имиджа внутри страны. Не секрет, что именно белорусские католики в большинстве своем, мягко говоря, без энтузиазма относятся к действующему белорусскому президенту и его интеграционным инициативам на постсоветском пространстве.
«Еще в 2012 году Лукашенко хотел организовать в Беларуси встречу папы Римского и патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Но эта инициатива была сразу похоронена резко негативной реакцией последнего, — говорит главный редактор христианского информационного портала «Крыніца.org» Максим Гацак. — И сейчас все тоже упирается в решение патриарха Килилла. Ватикан говорит, что для визита папы необходимо согласие господствующей в Беларуси церкви, то есть православной. А она подконтрольна Москве, и Москва не дает согласия».
По разным оценкам, от 20 до 30% белорусов — католики, причем это в большинстве своем жители западных, более зажиточных регионов страны. Власти хотелось бы видеть их в числе своих сторонников.
На услужении Москвы
Параллельно в белорусских СМИ и в выступлениях политиков вновь начал подниматься вопрос возможной автокефалии Белорусской православной церкви (БПЦ), которая сегодня подчинена Московскому патриархату. Вообще, изначально эта тема «стояла на вооружении» белорусской оппозиции, которая говорила о необходимости автокефалии БПЦ с конца 1980-х. Строго говоря, Белорусская автокефальная православная церковь (БАПЦ) существует — она достаточно популярна среди белорусских эмигрантов в разных странах мира, но на территории Белоруссии имеет только один приход и одного священника. При этом БАПЦ остается неканонической и крайне малочисленной, и потому совершенно не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на жизнь страны.
Сегодня, когда речь идет о белорусской православной автокефалии, обычно имеется в виду придание самостоятельности структурам Белорусского экзархата Московского патриархата (БПЦ МП). По неофициальным данным, такую возможность еще в 90-х изучал глава БПЦ митрополит Филарет, а после 2005 года идея стала популярна в администрации белорусского президента.
В декабре 2013 года, когда главой БПЦ без согласования с белорусскими властями был назначен митрополит Павел, до того руководивший Рязанской митрополией, автокефалия вновь стала популярной темой для обсуждения среди белорусской православной общественности.
Еще два года спустя о необходимости автокефалии белорусского православия заговорили на фоне череды скандалов вокруг православных военно-патриотических клубов.
Эти клубы, действовавшие при некоторых православных приходах, активно популяризировали идею «русского мира», отправляли белорусских детей на военные сборы в Россию, а также в качестве инструкторов приглашали боевиков из ЛНР и ДНР.
«Белорусские власти хотят контролировать все процессы, которые происходят внутри страны. И естественно, что им не нравится, если что-то происходит без их ведома. Например, того же митрополита Павла назначили без ведома Лукашенко, поставив просто перед фактом. И даже вопреки белорусскому законодательству, потому что он не является гражданином Беларуси», — говорит Максим Гацак.
«Все решения, которые принимает синод Белорусской православной церкви, утверждаются в Москве. Даже собственные документы не публикуются, пока не будут утверждены патриархом. А белорусские власти хотели бы сами контролировать эти процессы, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Особенно важно это в связи с проблемой православных лагерей для молодежи, которая обострилась и против которой выступили белорусские власти».
Минск не устраивает этот «духовный процесс», который пошел на подъем после присоединения Крыма к России и начала конфликта на востоке Украины.
«В Белоруссии помнят, что
Лукашенко в церкви главный
По мнению эксперта, само обсуждение возможности автокефалии Белорусской православной церкви — это своеобразная форма шантажа руководства России со стороны Александра Лукашенко. При том позиция патриарха Кирилла во многом сковывает действия белорусского президента.
Например, предстоятель РПЦ выступает против визитов в Белоруссию как папы Римского, так и патриарха Константинопольского. Без согласия Кирилла в Минске организовывать такие визиты не рискнут, да упомянутые деятели и сами не поедут.
Но Лукашенко хотел бы сам распоряжаться на своей территории и решать, кого ему приглашать к себе в страну.
При этом идея автокефалии БПЦ имеет поддержку на разных уровнях церковной иерархии в самой Белоруссии. «Собрание духовенства Минской епархии в 2014 году практически полностью поддержало инициативу митрополита Павла об автономии Белорусской православной церкви от Московского патриархата. Автокефалия — это уже следующий шаг, — рассказывает Максим Гацак. — Все они хотят большей самостоятельности. Это выгодно и епископам, потому что очень много денег уходит сегодня в Москву. А при автономии деньги будут оставаться у них».
Другие эксперты, в свою очередь, считают, что глава Белоруссии, сконцентрировавший в своих руках всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти, именно по этой причине не станет продвигать идею автокефалии БПЦ.
«Фантазии о том, что Лукашенко сделает Белорусскую церковь независимой от Москвы, из той же серии, что он установит в Беларуси монархию. Ему пока незачем ни то ни другое, — считает Наталья Василевич, эксперт по церковно-государственным отношениям в Белоруссии. — Авторитарный режим Лукашенко не лишен рациональности, и главным его механизмом взаимодействия с обществом, бизнесом, религией является поддержание лояльности и контролируемости».
По ее мнению, сейчас государство достаточно контролирует Белорусскую церковь, а БПЦ достаточно лояльна режиму.
«Любые попытки масштабных проектов типа автокефалии вносят в этот процесс слишком много дополнительных факторов, дополнительный риск, в том числе противостояния со стороны России, и такая игра совсем не стоит мессы, — добавила собеседница «Газеты.Ru». — Тем более что на сегодняшний день БПЦ практически не имеет влияния не то что на процесс принятия решений, но даже и на публичный дискурс в Беларуси, выполняет публичную декоративную роль, и совершенно все равно, каков ее церковно-канонический статус».
По мнению эксперта, возможность дарования автокефалии БПЦ со стороны Константинополя — тоже на грани фантастики.
«При настоящем геополитическом раскладе это слишком комплексный и масштабный проект, чтобы совершить его одним эффектным и авантюрным шагом. Не исключено, что однажды такой момент настанет, но боюсь, тогда у всех появятся проблемы гораздо более срочные, чем урегулирование канонического статуса Белорусской православной церкви», — говорит Наталья Василевич.