Наибольшее количество мест в региональном парламенте набрала Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), получив 30,5% голосов. АдГ и ХДС получили 20,8 и 19% голосов соответственно.
Эти муниципальные выборы были решающей проверкой перед федеральными в 2017 году. Центральной темой кампании был вопрос беженцев в Германии. На этом фоне результаты выборов стали серьезным ударом по репутации канцлера страны Ангелы Меркель, особенно в свете того, что Мекленбург – Передняя Померания — ее избирательный округ, «политическая родина».
Один из руководителей АдГ Ляйф-Эрик Хольм назвал результаты выборов «поводом для гордости» для его партии. В особенности политик порадовался тому факту, что партия немецкого лидера осталась позади. «Вполне возможно, это начало конца для Меркель в должности канцлера», — заявил Хольм.
Партия евроскептиков АдГ, обвиняемая в ксенофобских взглядах, была образована в 2013 году. В 2014 году ее представители получили несколько мест в Европарламенте. Руководство политической организации надеется пройти в Бундестаг (федеральный парламент страны) на выборах в следующем году. Это развитие событий будет означать крах политики Меркель, которая, несмотря на консервативную идеологию ХДС, с начала миграционного кризиса в Европе убеждала, что ФРГ удастся ассимилировать всех беженцев, прибывших сюда из стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Справиться с Меркель
Главным слоганом Меркель стала фраза «Мы справимся» («Wir schaffen das»). В итоге более миллиона беженцев прибыли в Германию только за прошедший год. Беспокойство местного населения вызывали проблемы социально-экономической интеграции мигрантов в немецкое общество, которые встали особенно остро после ряда терактов и нападений на граждан ФРГ.
Как полагает вице-канцлер Зигмар Габриэль, представляющий СДПГ, канцлер и ее сторонники сильно недооценили трудности, которые принесет с собой приток огромного количества людей с резко отличающимся культурным и религиозным багажом.
Рост поддержки АдГ в Мекленбурге-Передней Померании отражает политическую тенденцию на федеральном уровне. На данный момент АдГ представлена как оппозиционная партия в 9 из 16 федеральных земель Германии. Есть шансы, что на будущих парламентских выборах в Берлине, которые состоятся через две недели, ей удастся получить от 12 до 15% голосов.
Как отмечает Александ Рар, научный директор Российско-германского форума, именно миграционный кризис привел к тому, что появилось большое недовольство в отношении политики Меркель и, соответственно, протестный электорат.
«Люди боятся исламизации Германии, боятся социальных неудобств, потери комфорта. Фактически это последнее предупреждение для Меркель, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Если она не изменит свой курс, не закроет границы, люди станут отдавать свои голоса именно этой правопопулистской партии на федеральных выборах».
Рар также считает, что рост поддержки популистов свидетельствует не столько о росте ультраправых настроений в немецком обществе, сколько о протесте против политики правящей партии. «За АдГ голосуют не потому, что эта партия сделает что-либо лучше. Их политическая программа фактически неизвестна, ее лидеры неизвестны. Люди голосуют ради протеста, чтобы наказать и насолить нынешней власти», — считает эксперт.
Христианско-демократическая надежда
В то же время руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов полагает, что результаты выборов были, с одной стороны, ожидаемыми, с другой — не такими драматичными, как о том пишут СМИ.
«Мекленбург – Передняя Померания — наименее развитая земля Германии, с самой высокой безработицей и относительно низким средним уровнем образования. Это тот электорат, который с удовольствием голосует за популистские лозунги АдГ», — поясняет собеседник «Газеты.Ru».
Последние десять лет эта федеральная земля управлялась большой коалицией ХДС и СДПГ, что отражало структуру власти на федеральном уровне. Ранее ведущие партии Германии заявляли, что не пойдут на формирование коалиции с АдГ и в Мекленбурге-Передней Померании коалиция сохранится.
Несмотря на то что это поражение стало личным для Меркель, оно не должно оказать решающего влияния на выдвижение ее кандидатуры на предстоящих выборах, считают опрошенные «Газетой.Ru» эксперты.
«Других мощных кандидатов у ХДС нет. Ни министр внутренних дел Томас де Мезьер, ни министр обороны Урсула фон дер Ляйен, ни молодые политики вроде Йенса Шпана нынешнему канцлеру не конкуренты», — подчеркивает Владислав Белов.
Меркель остается третьим по популярности политиком Германии. По рейтингу ее опережает социал-демократ, министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, а также Вольфганг Шойбле, министр финансов из ХДС. Шойбле пока не давал понять, что собирается баллотироваться на выборах канцлера.
Александр Рар добавил, что Меркель не готовит себе никого на замену — наоборот, все политики, которые могли бы ее заменить, находятся «в опале» и отстраняются от власти. «Она держится за власть, и пока нет признаков того, что она хочет уйти в отставку. Однако, если партия Меркель будет видеть, что она не сможет принести им победу на федеральных выборах, у нее появятся проблемы», — считает эксперт.
Жесткая критика миграционной политики уже вынуждает правящую коалицию адаптироваться и корректировать свой курс. 28 июля Ангела Меркель представила план из девяти пунктов по ужесточению антитеррористических мер, но он не произвел на общественность должного впечатления. Вскоре после этого Томас де Мезьер представил проект документа «Повышение безопасности в Германии», который в том числе предполагает ужесточение мер по борьбе с преступностью, связанной с мигрантами.
В этом контексте важна миграционная сделка между ЕС и Турцией, которая была заключена в начале текущего года при активной поддержке Меркель. Турция согласилась сдерживать потоки мигрантов из Сирии на своей территории в обмен на обещания безвизового режима с Евросоюзом и дополнительное финансирование. Ни того ни другого Анкара пока не получила.
«Через несколько месяцев начнется официальная предвыборная кампания, и ХДС, и СДПГ будут думать о том, как отвечать на вызовы, связанные с критикой нынешней миграционной политики», — рассказал Белов. К этому моменту Меркель должна подойти во всеоружии.