Встреча между президентом США Бараком Обамой и его российским коллегой Владимиром Путиным прошла на полях саммита G20 в китайском Ханчжоу. По ее итогам не было объявлено о публичных договоренностях по Сирии, которая была главной темой повестки дня. Однако на завершающей саммит пресс-конференции Путин заявил, что у него «есть основания полагать, что договоренности могут быть достигнуты в ближайшие дни». По его словам, несмотря на трудности, у стран «есть определенное сближение», однако некоторые детали еще нужно доработать.
Во время саммита G20 4–5 сентября американские СМИ опубликовали подробности возможной сделки России и США по Сирии, основываясь на собственных источниках, близких к Белому дому. Как утверждал телеканал CNBC, в новой сделке пойдет речь о сотрудничестве в области разведки, а также координации ударов по террористическим группировкам.
Взамен Россия должна оказать воздействие на Асада, чтобы лояльные ему войска прекратили бомбардировать объекты так называемой умеренной оппозиции, которую поддерживает Вашингтон.
Ранее о том, что основные проблемы взаимодействия России и США в Сирии решены и остается согласовать «пару моментов», говорил также американский госсекретарь Джон Керри. Необходимость сделки между Москвой и Вашингтоном подчеркивал на минувших выходных и американский лидер Барак Обама. Он заявил, что без этого сирийский мирный процесс не сможет перейти на новый этап.
До сих пор прогресс на переговорах тормозили противоречия на местах. Россия настаивала на том, чтобы США провели «размежевание» оппозиционных сил и радикальных исламистских групп, которые Россия считает террористическими. Среди них организация «Джебхат Фатх аш-Шам», ранее известная как «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России), которая прежде напрямую заявляла о своей аффилированности с международной террористической организацией «Аль-Каида» (деятельность этих организаций запрещена на территории России и в ряде других стран). Кремль считает, что США могут использовать эти группы для свержения режима сирийского лидера Башара Асада.
В Вашингтоне, в свою очередь, недовольны бомбардировками, которые ведет авиация и артиллерия Асада, союзника России.
После встречи с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй Обама заявил, что у Соединенных Штатов и России сохраняются разногласия относительно сирийских группировок, которые нуждаются в поддержке, а также шагов, которые нужно сделать в первую очередь, чтобы гарантировать режим прекращения огня.
Балласт на поле боя
Перемирие, о котором Вашингтон и Москва договорились в феврале, уже давно не соблюдается. Недовольство США также вызывает и ситуация в Алеппо, который в воскресенье вновь попал в осаду со стороны проправительственных сил. Если сопротивление в городе будет подавлено, это станет большой военной победой официального Дамаска. Она автоматически усилит переговорные позиции Асада на международном мирном процессе по Сирии, который развивается в Женеве.
Впрочем, затянувшаяся осада может нанести удар по международному режиму Асада. По данным ООН, в Алеппо находится около 200 тыс. жителей без доступа к продовольствию, воде и медикаментам. Всемирная организация называет ситуацию в городе гуманитарной катастрофой.
Впрочем, ситуация под Алеппо может измениться, так как на территории Сирии развивают успехи турецкие военные. Они ведут номинально антитеррористическую операцию с 24 августа, которая все больше напоминает полноценную кампанию против местных курдских вооруженных группировок. Тем не менее это пока играет на руку осаждающим Алеппо силам. Ранее Анкара фактически отказывалась контролировать свою границу с Сирией, через которую исламистские радикалы провели пути снабжения. Теперь Турция границу закрыла, «перекрыв кислород» боевикам, наступающим на Алеппо.
Несмотря на то что взятие города — это цель, которой добиваются и Асад, и протурецкие группы в Сирии, в этой ситуации они являются противниками. «Турция очищает путь для Свободной сирийской армии (ССА), и это говорит не в пользу правительственных войск», — считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Ахмедов.
Дело в том, что изначальная цель оппозиционной зонтичной организации ССА — свержение нынешнего режима в Дамаске.
Эксперт также напоминает, что Турция ведет борьбу и против курдских отрядов, которым, в свою очередь, помогают США. Наличие в Сирии гибридной ситуации, когда различные участники конфликта преследуют противоположнные цели, затрудняет достижение договоренности.
По мнению Ахмедова, турецкий фактор сам по себе создает новую ситуацию. Если Турция действительно очистит север Сирии от террористической группировки «Исламское государство» (деятельность этой организации запрещена на территории России и в ряде других стран) и других радикальных исламистов, это даст возможность прозападной оппозиции усилить сопротивление вооруженным отрядам, лояльным Асаду.
Вероятнее всего, цель Турции — не полный разгром армии Дамаска. Это испортит лишь недавно восстановленные отношения с Россией. Анкара стремится застолбить свой участок в послевоенной Сирии, считает эксперт. В этом случае Москве придется договариваться с Анкарой.
Время согласия
Сам Путин, отвечая на вопросы журналистов, дал понять, что российская сторона была в курсе военных планов Турции и ее вторжение в Сирию неожиданностью для Кремля не было.
Встреча лидеров России и США на саммите в КНР — вероятнее всего, последняя их президентская встреча. Обама перестанет возглавлять Соединенные Штаты в конце 2016 года. Путин не приедет на заседание Генассамблеи ООН 13 сентября в Нью-Йорке, где будет американский президент.
Прорыв по Сирии сегодня особенно важен для Обамы, у которого мало реальных внешнеполитических достижений. Между тем как демократ нынешний президент США заинтересован в победе на грядущих выборах в США своего однопартийца, экс-госсекретаря Хиллари Клинтон.
Переговоры продолжатся, хотя до ухода с поста президента США осталось менее полугода, подчеркивает ведущий аналитик Gulf State Analytics Теодор Карасик. Цейтнот Обамы, вероятнее всего, ускорит сирийское соглашение между Москвой и Вашингтоном, считает собеседник «Газеты.Ru».
«В России понимают, что Обама — «хромая утка». Россияне также понимают, что администрация Клинтон будет более жесткой по отношению к Москве, и поэтому, если соглашение будет достигнуто, оно точно подвергнется ревизии», — добавил Карасик.