Дочь узбекского лидера Лола Тиллаева-Каримова утром в понедельник в социальной сети Instagram написала, что инсульт у ее отца случился в субботу утром, после чего 78-летний Ислам Каримов оказался в реанимации. По словам дочери, здесь политик находился до сих пор в «стабильном состоянии».
«Я обращаюсь к людям с большой просьбой обойтись без спекуляций и уважать право семьи на «прайвеси» (личное пространство), — гласит текст сообщения Лолы Тиллаевой. — Я буду очень признательна всем тем, кто изъявит желание и поддержит моего отца своими молитвами».
«Еще в воскресенье поступило сообщение от правительства, что Каримов находится на плановом обследовании, которое может затянуться, — рассказал Андрей Грозин, заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ. — Теперь официально признано, что у президента есть проблемы со здоровьем и очевидно, что возраст берет свое».
Сообщения о том, что Каримов попал в больницу, впервые за 26 лет его правления появились на государственном телевидении страны. Ранее слухи о проблемах со здоровьем Каримова появлялись в региональных СМИ, но не выходили за пределы интернета.
Интернет-ресурс оппозиционного узбекского «Народного движения Узбекистана», который в 2013 и 2015 годах соответственно сообщал об инфаркте и коме Каримова, в воскресенье изложил собственную версию происшедшего.
У президента случился не инсульт, а инфаркт. Это якобы произошло после вечеринки с участниками олимпийской сборной Узбекистана, которая состоялась 26 августа в резиденции Каримова. По этим данным, Каримов не рассчитал свои силы за богатым столом с угощениями и напитками. Когда узбекистанский лидер потерял сознание, врачи диагностировали инфаркт. Позже в статье на сайте «инфаркт» заменили на «инсульт».
«Был инсульт или его не было — это домыслы, которые сейчас проверить невозможно, — считает Грозин. — 1 сентября должен состояться большой праздник — День независимости, и обычно президент присутствует на всех протокольных мероприятиях. Очевидно, это заявление сделано для того, чтобы его отсутствие не воспринималось как нечто экстраординарное».
«Судя по всему, проблема действительно серьезная», — добавил эксперт.
Вечером в понедельник агентство «Фергана» написало, что узбекский лидер скончался. Информацию подтвердили «Газете.Ru» информированные источники из Узбекистана. Эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов сказал «Газете.Ru», что его собственные информированные источники из Узбекистана подтвердили эту информацию.
В Ташкенте опровергают сообщения о том, что президент Узбекистана Ислам Каримов скончался в больнице. «Его состояние медики оценивают как стабильное», — заявил «Интерфаксу» источник, близкий к руководству республики. В посольстве России в Ташкенте не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о смерти Каримова, отмечает агентство.
Без отца
В любом случае возникает вопрос, как будет меняться режим после того, как Ислам Каримов по той или иной причине оставит свой пост. Президент независимого Узбекистана находился у власти с 1991 года. До этого он возглавлял Узбекскую ССР. За последние четверть века в стране прошло несколько референдумов по продлению полномочий «отца нации» Каримова, и пост президента в общественном сознании прочно ассоциируется только с ним.
По словам опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, в Узбекистане уже много лет известны политики, которые могут взять в свои руки бразды правления, если с Каримовым что-нибудь случится. Это председатель Службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов, премьер-министр Шавкат Мирзияев и его первый заместитель и по совместительству министр финансов Рустам Азимов.
Дубнов считает, что наиболее вероятным наследником из троих является Мирзияев. «Иноятов остается однозначным демиургом среди узбекистанских силовиков. Однако он никогда не выказывал желания заполучить высший государственный пост, — объясняет собеседник «Газеты.Ru». — Рустам Азимов, важнейшая фигура в финансовом мире Узбекистана, в свою очередь, известен как человек более прозападных взглядов».
«Мирзияев в этом смысле более надежный кандидат на позицию преемника Каримова. Он не только близок к семье узбекистанского лидера, но и отвечает интересам России. А Москва — даже несмотря на ряд вопросов, которые вызывают напряженность в отношениях с Ташкентом, — до сих пор является определяющим партнером для Узбекистана».
В экспертом докладе Московского центра Карнеги «Узбекистан: Транзит пока не виден» отмечается, что Мирзияев принадлежит к самаркандско-бухарскому клану и является дальним родственником одного из богатейших миллиардеров России этнического узбека Алишера Усманова, владельца концерна «Металлоинвест».
Согласно конституции Узбекистана исполнять обязанности президента при чрезвычайной ситуации должен председатель сената. Сейчас этот пост занимает Нигматилла Юлдашев. Однако, по мнению Аркадия Дубнова, регламент вряд ли станет проблемой для возвышения Мирзияева.
Нынешнему премьеру Узбекистана 59 лет. Ранее он возглавлял родную Джизакскую и Самаркандскую области в качестве губернатора. Мирзияев — глава правительства страны с 2003 года.
В начале 2010-х годов вероятной преемницей власти Каримова считалась его старшая дочь Гульнара. До 2012 года она вела образ жизни светской львицы, занималась своей карьерой певицы, дизайнера, фотографа, дипломата и просто человека высокого достатка и искусства. Однако после ситуация начала меняться. Долгое время избегавшая журналистов Гульнара Каримова внезапно стала агрессивно привлекать к себе внимание СМИ как общественный и политический деятель.
В 2014 году стремительное восхождение Гульнары Каримовой к власти оборвалось судебным разбирательством. Прокуратура Узбекистана (очевидно, с согласия президента Ислама Каримова) начала расследование дела о «преступной группировке», которая присвоила себе не менее $200 млн. В составе группировки фигурировали Каримова и несколько близких ей узбекских политиков из молодого поколения. По последним данным, Гульнара Каримова оказалась под домашним арестом. Более подробной информации о ней не появлялось более года.
Сохранить баланс
Узбекистан многие годы проводил довольно независимую политику и был главным партнером США в регионе, Белый дом считает его одним из главных региональных союзников.
В 1990-е годы Узбекистан был одним из членов регионального блока ГУАМ, в который входили также Украина, Молдавия и Азербайджан. В середине 2000-х годов фокус Каримова сместился в сторону США. Узбекистан размещал у себя американскую базу с 2001 по 2005 год.
Несмотря на нарушения прав человека, за которые Белый дом критикует Узбекистан, именно в Самарканде в ноябре прошлого года была принята декларация о партнерстве между США и странами Центральной Азии. Это произошло во время визита госсекретаря Джона Керри.
Впрочем, Каримов всегда проводил сбалансированную политику и прислушивался к российским интересам в регионе. В 2014 году президент России посетил Узбекистан и списал стране долг на сумму более $800 млн. Сам Каримов был в Москве в апреле этого года.
Узбекистан, который обладает самой мощной армией в регионе, играет огромную стратегическую роль в Центральной Азии. Страна граничит с Афганистаном, региональным очагом нестабильности. В последние месяцы здесь заметно ускорился процесс слияния радикального движения «Талибан» (организация запрещена в России) и террористической организации «Исламское государство» (обе группировки запрещены в России). Это может привести к разрастанию исламистской радикальной угрозы ближе к границам и Узбекистана, и России.
Аркадий Дубнов считает, что угроза дестабилизации в Узбекистане в ближайшей перспективе крайне мала. «Возможно, будут «горячие головы», которые попытаются воспользоваться нынешней обстановкой и обострить ситуацию ближе к границам Узбекистана, — рассуждает эксперт. — Однако среди элиты страны точно нет сил, которые заинтересованы в подъеме исламистских настроений».
На момент сдачи заметки официальной реакции МИД России по поводу сообщений о Каримове не было. В Кремле не располагают подтверждением сообщений СМИ о смерти Каримова, заявил РИА «Новости» пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. По мнению Дубнова, Москва не будет делать никаких заявлений, кроме пожеланий скорейшего выздоровления лидеру Узбекистана, «иначе это будет расценено как серьезная попытка давления на ситуацию». Дипломатическое молчание продолжится до тех пор, пока власти Узбекистана не определятся с преемником и не сделают соответствующее заявление, считает эксперт.