Все законы и постановления, принятые Верховной радой после 21 февраля 2014 года, «включая назначение исполняющего обязанности президента, премьер-министра, членов правительства, генерального прокурора, а также решения о проведении антитеррористической операции являются незаконными, антиконституционными и преступными», гласит текст письма Сергея Глазьева от 26 августа (имеется в распоряжении «Газеты.Ru»).
«Исходя из сказанного выше я не считаю себя обязанным являться в Главную военную прокуратуру Генеральной прокуратуры Украины. Более того, мое подчинение этому требованию можно было бы квалифицировать как соучастие в преступных действиях узурпаторов власти», — утверждается в документе.
Глазьев пишет, что Юрий Луценко — если он считает себя правомочным прокурором Украины — должен арестовать участников «государственного переворота» в Киеве и возбудить уголовные дела против тех, кто участвовал в свержении режима бывшего президента страны Виктора Януковича, а также выдворить из страны представителей США и НАТО, «курирующих работу президента и правительства».
Глазьев обратился к Луценко как к человеку, «именующему себя генпрокурором Украины». При этом российский чиновник не указал свою государственную должность — советник президента России.
У официальной Москвы между тем не возникает вопросов о легитимности киевского режима. У России есть дипломатические отношения с Украиной, лидеры двух стран — Петр Порошенко и Владимир Путин — проводили переговоры.
Скрестить иски
Эмоциональное письмо стало реакцией Глазьева на заявление генпрокурора Украины Луценко от 22 августа. Тот сообщил, что в отношении министра обороны России Сергея Шойгу, Глазьева, а также 17 других российских военных и государственных деятелей возбуждено уголовное дело в связи с особо тяжкими преступлениями «против основ безопасности Украины». Всем им, по словам генпрокурора, были направлены повестки с приглашением на допрос.
«Установлено, что подозреваемые отдавали приказы российским военнослужащим и контролированным представителям самопровозглашенной Республики Крым и террористических организаций ДНР/ЛНР [Донецкая и Луганская народные республики] в период с февраля 2014 года до этого времени, обеспечивая вторжение ВС России на территорию Украины и оккупацию ее части», — заявил Луценко. Это нарушает нормы конституции Украины, а также некоторых нормативно-правовых актов, добавил генеральный прокурор. Официальная Москва неоднократно отвергала подобные обвинения Киева.
Незаконные действия России, по словам генеральной прокуратуры Украины, также привели к гибели 2263 и ранению не менее 8394 военнослужащих страны и уничтожению военной техники на общую сумму более 1,3 трлн грн.
Ответ не заставил себя долго ждать. 24 августа Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 356 Уголовного кодекса России (применение запрещенных средств и методов ведения войны) против министра обороны Украины Степана Полторака.
Попутно уголовные дела открыли против начальника генерального штаба страны Виктора Муженко, экс-командира сухопутных войск Анатолия Пушнякова, действующего командира сухопутных войск Сергея Попко, а также командующего национальной гвардией Украины Юрия Аллерова.
По информации российского следствия, противоправные действия против населения совершались именно по приказу высшего украинского военного руководства.
В зоне проведения «антитеррористической операции» (АТО) — то есть военного конфликта в Донбассе — фиксируется большое количество нарушений прав граждан со стороны как представителей самопровозглашенных республик, так и представителей украинских добровольческих батальонов. Например, в данный момент киевский суд рассматривает дело о пытках, в которых подозреваются бойцы украинского батальона «Торнадо».
Отвлечь внимание
Источник, близкий к политическим кругам Украины, считает, что повестки, демонстративно направленные российским военным, могут отражать желание Киева отвлечь внимание от внутренних проблем страны.
«На протяжении последних нескольких месяцев в стране произошло несколько громких скандалов», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
15 августа Украина фактически не смогла запустить систему электронного декларирования имущества властей из-за сложностей с выдачей сертификата Госспецсвязи. Украинская общественность связывала с этой системой большие ожидания, так как она должна была обнаружить факты коррупции и утаивания сведений об имуществе со стороны чиновников.
Еще один большой конфликт, 12 августа произошел между сотрудниками генпрокуратуры и Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).
Во время проведения следственных действий сотрудники украинской генпрокуратуры доставили двоих технических работников НАБУ на допрос, который длился 11 часов. Представители НАБУ утверждают, что эти действия были незаконны.
«НАБУ — первый в нашей истории правоохранительный орган, руководителя которого выбирали на независимом конкурсе, и, по сути, этот человек не несет никакой политической ответственности. Независимость этого органа делает его белой вороной, — считает депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» Мустафа Найем. — По сути, в стране идет война против того, чтобы появился первый правоохранительный орган, который не зависит ни от политиков, ни от парламента, ни от президента».
Внутренние конфликты в руководстве страны бросают тень на президента Украины Петра Порошенко.
По данным опроса Киевского международного института, которые были обнародованы в начале июня, 78% опрошенных респондентов считают, что нынешнее руководство Украины ведет страну «в неправильном направлении». Около 24% жителей возлагают ответственность за негативную ситуацию в стране лично на главу государства. Скандальные рейтинги могут ухудшить эту статистику, учитывая, что Порошенко намерен баллотироваться в президенты на следующих выборах, в 2019 году.