В минувшую пятницу глава предвыборной кампании Дональда Трампа Пол Манафорт покинул свой пост. Сообщение об этом появилось на официальном сайте избирательной кампании республиканского кандидата.
«Этим утром Пол Манафорт подал прошение об отставке, которое я удовлетворил. Я очень благодарен ему за отличную работу; то, что мы имеем сегодня, во многом его заслуга, — гласил текст. — Пол настоящий профессионал, и я желаю ему успехов».
17 августа, за два дня до отставки Манафорта, Трамп взял в руководство двух новых людей — владельца крайне правого СМИ Breitbart News Стивена Бэннона и социолога Келлиан Конуэй.
Американские комментаторы уже тогда восприняли эту перестановку как сигнал того, что Трамп собирается если не отстранить Манафорта совсем, то снизить его влияние на кампанию.
Действительно ли Манафорт ушел добровольно, неизвестно. Эрик Трамп, второй сын кандидата в президенты, в интервью телеканалу Fox News сказал: «Мой отец просто не хотел, чтобы его кампания была омрачена отвлекающими факторами». Речь шла о скандальном расследовании The New York Times, опубликованном 14 августа. Журналисты утверждали, что Манафорт незаконно получил около $13 млн от Партии регионов в период своей работы на Украине.
15 августа директор Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Артем Сытник подтвердил, что фамилия Манафорта действительно фигурирует в «черной отчетности» Партии регионов.
Сразу после публикации этого расследования появились и другие. 17 августа агентство The Associated Press сообщило новые данные о связи Манафорта с украинскими властями при президенте Викторе Януковиче. Манафорт обвинялся в том, что те самые деньги, полученные от Партии регионов при помощи лоббистских фирм, шли на продвижение интересов Киева в Вашингтоне. Более того, американец помог замести следы финансовых транзакций.
19 августа, в день отставки Манафорта, издание Financial Times (FT) под заголовком «Заместитель Манафорта, возможно, связан с российской разведкой» опубликовало досье на правую руку Манафорта на Украине — Константина Килимника, гражданина России и военного переводчика. FT утверждает, что Килимник в прошлом работал с ГРУ, и называет его «Манафортом Манафорта в Киеве».
Некоторые американские журналисты уже были заподозрены в политической ангажированности и даже непосредственной работе за партийные деньги. Например, обнародованные на ресурсе WikiLeaks письма Демократической партии показали, что репортер издания Politico Кен Вогель отправлял свои статьи сначала в Национальный демократический комитет (НДК — высший координирующий орган Демократической партии США) и только потом — своему редактору. Более того, Вогель не только советовался с партией, но и отправлял материалы для дополнительной правки сотрудниками НДК.
Судя по масштабам скандала с Манафортом, демократический предвыборный штаб Клинтон увидел в пиарщике серьезную угрозу и решил лишить Трампа главного предвыборного архитектора.
Киев между тем сыграл в этой операции одну из центральных ролей.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходится во мнении, что во всей этой истории активное участие Украины не случайно. Киев заинтересован в победе скорее Клинтон, чем Трампа.
«Черная касса» Манафорта
«И Трамп, и руководство его предвыборной кампании прекрасно понимают, что этот скандал раскручен по заказу штаба Клинтон.
Действительно, 15 августа НАБУ официально заявило на своем сайте: «Подчеркиваем, что наличие фамилии Манафорта в «списках» не означает, что он действительно получил эти средства, ведь в графе получателей содержатся подписи других лиц. Досудебное расследование в данном производстве продолжается».
Вне зависимости от позиции НАБУ ущерб кампании Трампа уже был нанесен.
«В этой кампании, которая организована на Украине вокруг Манафорта, выражен интерес в победе Клинтон, — считает Андрей Ермолаев, директор украинского центра социальных исследований «София». — Правящая элита в стране, скорее, ориентирована на сохранение в Штатах власти демократов».
По словам эксперта, возможность победы Трампа рассматривается Киевом как реальный вариант развития событий, и правящие круги Украины весьма обеспокоены этим.
«Часть американской политической и бизнес-элиты настроена на смену курса внешней и внутренней политики США. Может произойти существенный поворот, особенно в отношении европейского проекта и в том числе украинского вопроса, — добавил собеседник «Газеты.Ru». — Многие в Киеве напрягаются от возможных перемен. Прагматизм Трампа и желание переложить ответственность за украинский кризис на Европу рассматриваются здесь как вызов».
Есть и другие более очевидные признаки того, что власти Украины заинтересованы в победе Клинтон. 19 августа в эфире телеканала «112» советник главы МВД Украины Зорян Шкиряк заявил, что Украина рассчитывает получить от США летальное оружие. Причем это произойдет только в том случае, если президентом станет Клинтон.
«От того, кто будет президентом США, зависит очень многое. Я надеюсь, что президентом США станет Клинтон», — говорил советник украинского министра.
«Я думаю, что, если это произойдет, она будет держать жесткую позицию в отношении Российской Федерации и Владимира Путина, она будет продолжать курс на поддержку и защиту государственных интересов Украины, — добавил Шкиряк. — И я убежден — она соответствующие заявления делала — в том, что во время президентства Клинтон Украине может быть предоставлено летальное оружие».
Услуга для киевских «клинтонофилов»
По мнению источника «Газеты.Ru», знакомого со взглядами элит, в Киеве есть несколько «клинтонофилов» типа олигарха Виктора Пинчука, который жертвовал Клинтон миллионы долларов. К ним также можно отнести бывшего украинского премьера Арсения Яценюка и главу МВД страны Арсена Авакова. Однако политик, который особенно заинтересован в президентстве Клинтон, — это президент Украины Петр Порошенко. «Он не играет в геополитику. Там сугубо животные инстинкты работают, чтобы выжить», — считает источник.
«Порошенко сейчас сыпется. Ситуация у него в администрации неуправляемая, одни проблемы с электронным декларированием и бардаком на региональном уровне чего стоят», — рассуждает собеседник «Газеты.Ru».
По его мнению, иностранные партнеры Киева видят проблемы с управляемостью на Украине. Порошенко чувствует, что у него мало шансов в ближайшее время добиться безвизового режима с ЕС или получить новый транш от МВФ, а это значит — обмануть ожидания украинской общественности.
Более того, осенью киевским властям придется урезать бюджеты и сокращать зарплаты, одновременно сохраняя крайне тяжелые для населения тарифы на воду и электроэнергию. Таким образом,
Ермолаев также сравнил «черную бухгалтерию» Манафорта в Партии регионов с «кассетным скандалом» 2000 года. Скандал тогда возник вокруг Николая Мельниченко, охранника тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы.
В распоряжение СМИ попала аудиопленка, якобы тайно записанная в кабинете политика. Кучма на ней недвусмысленно отдает распоряжение ликвидировать оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе.
«В украинской политике, к сожалению, грязь и репутационные войны стали нормой. Как тогда, так и сейчас ни одно из этих сообщений не сопровождалось расследованием и уж тем более судебным процессом. В 2000 году многие потеряли доверие к политическому процессу, — рассуждает Ермолаев. — Такую же роль сегодня играет история с «черной кассой» Партии регионов».
Крадущийся Трамп — затаившийся Манафорт
Источник «Газеты.Ru» сомневается в том, что Трамп действительно порвал со своим главным предвыборным стратегом. «Видимо, посоветовавшись с Манафортом, Трамп пришел к выводу, что на заключительном этапе гонки более эффективными будут другие коммуникаторы. И чтобы не дразнить общественное мнение, Манафорта просто как бы «отстранили». На самом же деле я думаю, он как вел кампанию, так и ведет», — считает он.
«Эта примитивная конструкция «Кремль — враг» для избирателя Клинтон может быть и маркер, но не мобилизующий месседж. Избирателя Трампа сообщения про связь с Кремлем и Путиным не волнуют, они недовольны политикой Обамы, и Трамп на этом антагонизме и выстраивает свою кампанию. Поэтому, на мой взгляд, этот «скандал» и даже отстранение Манафорта не дадут Клинтон тех плюсов, на которые она рассчитывает», — добавил он.
По данным соцопроса The Los Angeles Times, на протяжении последней недели рейтинг Трампа растет. Сейчас у Клинтон и Трампа равные шансы на победу, хотя еще неделю назад Клинтон лидировала с отрывом в почти 5%.
Впрочем, по данным другого опроса, проведенного NBC News, в котором приняло участие в несколько раз больше респондентов, Трамп, наоборот, стабильно отстает на несколько процентов, причем на протяжении последних четырех недель. Точно можно сказать только, что история с «черной бухгалтерией» Манафорта существенного влияния на ход предвыборной гонки пока не оказала.
«Манафорт — это жесточайшая дисциплина сообщений и правильная продуманная стратегия. За счет этого он и выигрывает выборы. У Манафорта серьезные связи в Республиканской партии. Удовлетворив отставку Манафорта, Трамп ничего не проиграл, просто перегруппировался, — рассуждает собеседник «Газеты.Ru». — По их последним внутренним замерам, рейтинги растут, а та система управления кампанией, которую создал Манафорт, дает Трампу реальные шансы, что бы ни писали СМИ».
«Ведь если подумать, СМИ сами этого же Трампа и создали, отодвинув вменяемых Марко Рубио и Джеба Буша как «скучных лузеров» на задний план. Манафорт ушел. И слава богу. Меньше внимания будет», — добавляет источник.
То, что страны вроде Саудовской Аравии являются донорами фонда Клинтона — тоже убежденного демократа, вряд ли нравится электорату Хиллари. Как, возможно не нравится сторонникам Трампа возможная связь республиканского кандидата с Кремлем. Под нажимом Клинтон уже заявила, что в случае ее победы фонд откажется от иностранных вливаний. Трамп же выступает с требованием закрыть фонд.
Сказать однозначно, выиграет ли Россия от победы Трампа или Клинтон, тоже нельзя. «От Трампа непонятно, что ожидать. Он человек интуитивный, у него есть внешнеполитические любопытные инстинкты, которым Россия импонирует и которые разделяет, — считает Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» и глава Совета по внешней и оборонной политике. — Но поскольку эти инстинкты уживаются в нем с таранным бизнес-подходом, могут быть разные варианты».
«Нельзя забывать, что цель Трампа — это все-таки «величие Америки». В случае же с Клинтон никаких неожиданностей не будет. Решения будут плохими. Она оппонент Путина, и она отражает взгляд того истеблишмента, который считает, что России надо четко показать место ее. Подводя итог: первая развязка будет непредсказуемой, вторая же очевидно плохой», — добавил эксперт.