20 августа Пентагон сообщил, что американские ВВС вытеснили из района города Хасеке сирийские истребители. Они, видимо, не выполняли боевое задание и удалились, как только с ними поравнялись американские F-22. Тем не менее США уже выражают беспокойство недавней активизацией войск, лояльных президенту Сирии Башару Асаду, на северо-востоке страны.
В минувшую среду ожесточенные бои произошли между группировками, поддерживающими Асада, и курдскими Народными силами самообороны (YPG) и «Асаиш». В четверг сирийские военно-воздушные силы начали наносить удары по позициям курдов в городе Хасеке. Сообщается о жертвах как среди вооруженных курдов, так и среди гражданских — в том числе женщинах и детях. Бомбовые удары наносились рядом с местом нахождения американских военных советников.
Столкновения между проасадовскими формированиями и курдскими происходили ранее, но не принимали подобные масштабы. В перспективе это может привести к созданию еще одного активного фронта в Сирии.
В конце апреля нынешнего года бои между курдами и асадовцами шли в крупнейшем городе на северо-востоке страны — Камышлы. В них со стороны правительства участвовали главным образом так называемые силы национальной обороны (СНО) — ополченческие формирования, созданные правительством из разных этнических и религиозных групп, проживающих в Сирии. СНО получают финансирование, оружие и технику от правительства. Главная их задача — организация безопасности и, если необходимо, обороны в местах их нахождения.
Конфликт начался с того, что курдские формирования, занимающиеся внутренней безопасностью, — «Асаиш» — попытались освободить нескольких своих сослуживцев, задержанных СНО. Это привело к вооруженным столкновениям. Позже в бои втянулись регулярная армия Сирии и силы самообороны курдов YPG, которые обычно заняты в боевых действиях против террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и дружественных ему группировок.
В Хасеке на этой неделе произошло то же самое. Стычки начались с перестрелок между тыловыми отрядами СНО и «Асаиш». Затем обе стороны стали подтягивать тяжелую технику.
Сирийская армия начала обстрел курдских кварталов из артиллерии. Курды обстреливали проправительственные кварталы из минометов. И в конце концов в воздухе появились сирийские ВВС, которые начали бомбить позиции курдов.
Пока не бомбят россиян
Хасаке — типичный сирийский город, где дома сплошными рядами лепятся друг к другу, с узкими улицами. В тесной городской застройке, весьма условно разграниченной на сферы влияния правительства и курдов, авиация попадала в том числе и по мирным жителям.
Кроме того, появились сообщения, что бомбы падали недалеко от района, где дислоцированы американские военные советники, оказывающие помощь YPG. В пятницу данную информацию подтвердил представитель министерства обороны США капитан Джефф Девис.
«Два Су-24 нанесли бомбовые удары в опасной близости от находившихся на земле военнослужащих сил специального назначения США», — рассказал Девис.
Американцы попытались связаться непосредственно с самолетами, но те не отвечали. Тогда ВВС США связались с российскими военными по «специальному каналу». Российские военные сообщили, что данные самолеты не имеют к ним никакого отношения. В итоге выяснилось, что оба Су-24 принадлежат ВВС Сирии. Представитель Пентагона пригрозил сбивать сирийские самолеты, если они снова будут наносить удары вблизи американских военнослужащих.
Бои между курдами и правительственными силами, утихшие утром в пятницу, днем возобновились с новой силой. Снова в небе появился самолет ВВС Сирии и скинул бомбы на один из курдских кварталов.
Российское Министерство обороны ситуацию пока не комментирует. От Хасаке до Камышлы всего 80 километров. Ранее сообщалось, что на военном аэродроме в Камышлы дислоцированы российские военные советники, — сам аэродром контролируется регулярной армией Башара Асада. Камышлы поделен на сферы влияния курдов и правительства. Учитывая предыдущий опыт, столкновения могут легко произойти и там.
Если самолеты, бомбящие Хасаке, вылетают из Камышлы, то местный аэродром может стать мишенью для артиллерии YPG. Тогда под угрозой окажутся и российские военные.
После разговора Путина и Эрдогана
Нынешнее обострение произошло через десять дней после переговоров президента России Владимира Путина с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом в Санкт-Петербурге. 9 августа анонсировалось, что одной из главных тем переговоров будет сирийский кризис. Однако тема оказалась столь сложной, что лидеры двух стран решили отложить эти обсуждения на потом, в том числе в рамках специальной двусторонней комиссии.
Очевидно, что без активного содействия Турции нынешняя российско-иранско-сирийская коалиция не может разгромить радикальные группировки в Алеппо и прилегающих районах.
Оружие и живая сила к воюющим там радикалам поступают именно с турецкой территории. Это налаженный канал, который действует с самого начала сирийского кризиса, с 2011 года.
В первоначальный период в лагерях сирийских беженцев, расположенных на территории Турции вблизи границы с Сирией, формировались вооруженные антиправительственные отряды. Два года спустя через Турцию стали прибывать новые кадры для ИГ. США и их арабские союзники из Катара и Саудовской Аравии поставляли оружие боевикам, воюющим против Асада, тоже главным образом через Турцию. Да и сама Турция не стояла в стороне — оказывала военную помощь.
Перекрыть одним махом действующий канал Эрдоган, конечно, не сможет. Это вызовет дестабилизацию в самой Турции: радикалы станут воевать и с ней. Однако в рамках расширенного антитеррористического сотрудничества, которое уже объявлено, Анкара может делиться с Москвой оперативной информацией о перемещениях боевиков.
Впрочем, Турция вправе ожидать и уступки со стороны России. Анкара не раз заявляла, что все ее иностранные партнеры должны отказаться от поддержки курдов.
Для нынешнего турецкого режима курды, точнее та их часть, которая разделяет идеологию Рабочей партии Курдистана (РПК), — самый сильный раздражитель. Сирийские курды полностью разделяют идеи РПК.
Россия же не раз выступала на стороне сирийских курдов. Отечественный МИД до сих пор работает над тем, чтобы подключить курдскую делегацию к международным переговорам по Сирии в Женеве (хотя и безуспешно).
Курдов между тем поддерживают и США, — пусть и не вмешиваясь на дипломатическом уровне, как это делает Россия. Пентагон уже почти два года оказывает военно-техническую помощь YPG. Осенью 2014 года коалиция, возглавляемая американцами, стала бомбить отряды ИГ, чтобы поддержать наземные операции YPG.
Социализм и американцы
Сирийские курды последовательно выступают за федерализацию страны. Именно в этом они видят возможность урегулирования конфликта. Для себя они хотят широкой автономии.
Собственно, курды уже существуют в достаточной автономии от правительства Башара Асада. У них свои институты власти, организованные по принципу советов, свои силы самообороны, они открывают свои представительства за границей. В текущем году, например, такое представительство открылось в Москве.
В начале 2014-го курды провозгласили в подконтрольных районах автономию Рожава. Тогда это были три анклава Джазира, Кобани и Африн на севере страны. Весной подконтрольная им территория значительно увеличилась за счет успешного наступления против ИГ, и Рожава превратилась в Федерацию Северная Сирия. Однако правительство в Дамаске отказывается ее признавать.
Позиция российских дипломатов до последнего времени заключается в том, что курды и Дамаск должны найти приемлемый для обеих сторон компромисс. Начавшиеся масштабные бои в Хасеке компромиссу никоим образом не способствуют.
Парадокс ситуации для курдов состоит в том, что РПК ранее всячески выступала против США. Цель сирийских курдов — создание социалистического общества, главным врагом которого они декларировали именно американский империализм. Теперь ради военных успехов они все теснее вынуждены взаимодействовать со своим официальным противником. Кроме участия спецподразделений США в составе YPG, на территории сирийских курдов уже функционируют, по сообщениям медиа, как минимум две американские военные базы.
Если между Анкарой и Москвой уже начали действовать договоренности насчет курдов, эта тенденция не может не закрепиться.