Китайские военные намерены выслать в Сирию военных советников и оказать стране помощь в подготовке личного состава вооруженных сил. Это стало результатом визита чиновников министерства обороны Китая в Дамаск. Визит состоялся в минувшее воскресенье, но известно о нем стало лишь на текущей неделе. Информационное агентство «Синьхуа» сообщило о встрече с министром обороны Сирии Фахдом Джасемом аль-Фрейджем военной делегации, возглавляемой контр-адмиралом Гуань Юфеем, который является руководителем канцелярии по международному сотрудничеству центрального военного совета КНР.
«Китай неизменно играет активную роль в политическом решении сирийского кризиса. Поддерживает позицию, что Сирия должна защищать свой суверенитет и независимость. У военных Китая и Сирии существуют устоявшиеся связи, китайские военные намерены и дальше укреплять сотрудничество и связи с военными Сирии», — цитируют китайские СМИ Гуань Юфея.
В свою очередь министр аль-Фрейдж отметил, что дружба между Дамаском и Пекином имеет долгую историю и что стороны придерживаются тесной координации в международных вопросах. Он также подчеркнул, что Сирия поддерживает позицию Пекина по Южно-Китайскому морю и выражает благодарность правительству КНР за уже оказанную помощь.
Переводя с дипломатического на общепринятый язык, это значит, что Сирия «двумя руками» за вступление Китая в войну на своей территории.
Китай, очевидно, намерен присоединиться к России и Ирану, которые уже оказывают подобную помощь сирийскому правительству.
Нельзя забывать об интересе китайского правительства. Сирия и Ирак стали главными полигонами в мире по тестированию новейших современных вооружений и отработке ведения боевых действий. В Сирии уже проводят операции как минимум спецподразделения России, Ирана, США, Британии и Франции. Это те страны, которые так или иначе подтвердили присутствие своих военнослужащих на сирийской территории. Китай, претендующий на значительное международное влияние, по логике вещей также должен вступить в конфликт.
Но кроме внешнеполитических амбиций Китай манит в Сирию и внутренний фактор — уйгурский.
Туркестан пришел к Асаду
В Сирии активно воюет группировка китайских уйгуров «Исламское движение Восточного Туркестана» (ИДВТ). Еще эту группировку называют «Аль-Каидой (организация запрещена в России) в Китае» («Аль-Каида» — организация, запрещенная в России). Приверженцы радикального течения в исламе, которые своей главной целью декларируют отделение от Поднебесной земель Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР), где компактно проживают уйгуры.
Уйгуры — тюркоязычный народ, исповедующий ислам суннитского толка. Живут они преимущественно в городах и сельской местности СУАР, расположенных вокруг пустыни Такла-Макан, древнего Шелкового пути. Выступления этого этнического меньшинства за обретение независимости активизировались после того, как ее получили среднеазиатские республики бывшего СССР: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан и Туркмения. Эти страны плюс районы Синьцзяна, населенные уйгурами, составляют исторический регион Туркестан. Уйгуры обитают в его восточной части.
В 1990-е здесь появились самые известные на сегодня организации, борющиеся за независимость Восточного Туркестана, — Всемирный уйгурский конгресс, ведущий борьбу мирными методами, и ИДВТ, выбравшее путь террора.
Всемирный конгресс базируется в Нью-Йорке и пользуется большой благосклонностью американских СМИ, когда в очередной раз надо покритиковать авторитаризм китайского режима.
ИДВТ, в свою очередь, долгое время держал свои основные базы на территории Пакистана, неподконтрольной правительству, в Вазиристане, фактически независимом государстве исламских радикалов вдоль границы с Афганистаном. После того как иностранные наемники и добровольцы стали стекаться для участия в боевых действиях в Сирии на стороне антиправительственных сил, радикальные уйгуры тоже потянулись в регион. ИДВТ воюет в Сирии с начала 2015 года. Его отряды действуют в составе запрещенного в России «Джебхат Фатх аш-Шама» (бывшая «Джебхат ан-Нусра» (организация запрещена в России), запрещенная в России организация).
По данным англоязычного издания The Long War Journal, уйгурские боевики в том числе участвуют в нынешней битве за Алеппо — не на стороне Башара Асада.
Уйгуры приезжают в Сирию вместе с семьями. Они распространяют в интернете сюжеты, как проводят подготовку своих детей для участия в «джихаде». По данным турецкого издания Today's Zaman, помощь в попадании на территорию Сирии членам ИДВТ оказывает правительство Реджепа Эрдогана.
Благодаря тому что китайский Синьцзян имеет границу с Пакистаном и Афганистаном, проходящую высоко в горах, боевики-уйгуры имеют возможность проникать в регион, прихватив с собой оружие. Правда, надо отдать должное пограничной службе Китая, которая до последнего времени достаточно эффективно пресекала подобные проникновения.
Сирийская школа
Разумеется, участие ИДТВ в сирийской войне не могло пройти мимо внимания китайских военных. Чтобы ВС КНР освоили новые методы ведения боевых действий — например, противодействия тоннельным подрывам (когда под позиции правительственных сил радикалы прокапывают тоннели и подрывают их, вызывая обрушения укрепленных объектов на поверхности), борьбы с техникой, управляемой смертниками, — нужен практический опыт.
Когда в Сирии появились уйгуры, активизация официального Пекина на ближневосточном направлении стала лишь вопросом времени.
Не было однозначно ясно, к какой из коалиций присоединится Пекин — к российской или американской. Издание «Искусство войны» публиковало в начале этого года материалы об участии китайских военных советников в войне против террористического «Исламского государства» (запрещено в России) на стороне иракского правительства. Советники инструктировали иракцев в использовании своих беспилотников. Однако в Ираке радикалы-уйгуры замечены не были.
Теперь же, когда ИДВТ явно сблизился с радикалами, воюющими против Асада в Алеппо, Китай решил выбрать союз с Дамаском и Москвой, чтобы получить как можно больше данных об уйгурских террористах.