«Мы не сможем ввести санкции, даже если от Сербии это потребуется в рамках сближения с общей линией ЕС, — цитирует Томислава Николича пресс-служба. — Наша страна связана и с Россией, и с США, где живут многочисленные сербские общины».
Президент Сербии также заявил, что основное направление сербской политики остается прежним: сближение и интеграция с Евросоюзом. Однако страна не готова при этом отказываться от своих интересов, добавил политик.
Кроме того, по словам Николича, официальный Белград также не готов подписать соглашение с Косово, частично признанным государством, которое Сербия считает своей территорией.
Вице-президент США Джо Байден вряд ли строил иллюзии относительно российско-сербских отношений. 16 августа он заявил, что в Вашингтоне «не ожидают, что Сербия будет выбирать между США и Россией». Однако позицию Белграда относительно косовского вопроса американский политик надеялся смягчить.
Вашингтон соболезнует
Нынешний визит Байдена был нацелен на создание более теплого климата в американско-сербских отношениях. Вице-президент США выразил соболезнования семьям тех, кто был убит во время балканских конфликтов в 1990-е годы, в том числе во время бомбардировок НАТО территории бывшей Югославии.
«Для многих на Балканах шрамы войны все еще болят, воспоминания о потерянных близких все еще свежи, — заявил Байден во время встречи с премьер-министром Сербии Александром Вучичем. — Но шаги, которые сегодня делаются ради будущих поколений, приведут в регион мир, стабильность и процветание».
«Некоторые моменты нашей истории были болезненными, но мы открываем новую главу», — говорил вице-президент США.
По мнению эксперта Института славяноведения РАН Георгия Энгельгардта, это заявление Байдена сигнализирует о серьезном изменении подхода США к Сербии. «Долгое время Вашингтон не был готов проявлять хоть какую-то чувствительность относительно жертв войны в Косово с сербской стороны. США всегда настаивали на том, что бомбардировки были оправданны и что Сербия в целом получила по заслугам, — считает собеседник «Газеты.Ru». — Максимум говорилось, что США воевали не против сербского народа, а против плохого режима Слободана Милошевича».
По мнению Энгельгардта, это сигнал с исторической перспективы даже важнее, чем громкие слова Николича о неприемлемости антироссийских санкций.
«Сербия сейчас находится в сложном положении. Ей приходится балансировать между двумя полюсами: евроатлантической интеграцией и улучшением связей с Россией, — считает Дмитрий Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН. — Сопротивление антироссийским санкциям — это не только политический вопрос для Сербии, которая стремится подчеркнуть свою самостоятельность. Это еще и экономический вопрос».
В последние годы присутствие российского бизнеса в Сербии начало расти, Белград долго этого добивался, и сегодня ему тем более невыгодно присоединяться к общей линии ЕС, требующей продолжения «войны санкций» с РФ, добавил эксперт.
Байден, кстати, уверял в Белграде, что США также заинтересованы в прямых инвестициях в Сербию. «Америка создала тысячи рабочих мест в Сербии, и это число будет только расти по мере укрепления связей», — утверждал он. По мнению Байдена, много экономических плюсов даст и развитие переговоров по вступлению Сербии в ЕС.
Президент говорит
Сербия — это парламентская республика, то есть всю полноту власти сосредотачивает в своих руках премьер-министр страны Александр Вучич. Поэтому немаловажно, что жесткие слова о санкциях и несогласии с косовской линией Запада высказал не Вучич, а президент Николич, который выполняет в основном представительские функции.
«Слова Николича имели двух адресатов. Во-первых, это Москва. Белград стремится продемонстрировать России, что Сербия не меняет ориентацию, в этом есть рутинная необходимость, — рассуждает Георгий Энгельгардт. — Во-вторых, это сигнал сербским гражданам. В следующем году здесь пройдут президентские выборы, и Николич как политик стремится показать, что он отстаивает патриотические ценности Сербии».
Одновременно с визитом Байдена в Белград здесь прошли демонстрации националистов во главе с Воиславом Шешелем, лидером Сербской радикальной партии. В 2014 году Международный гаагский трибунал по Югославии отпустил Шешеля после 11 лет тюрьмы по состоянию здоровья. В 2016 году политик был оправдан этим же трибуналом.
Митинг призывал власти страны бойкотировать визит Байдена, забыть об американском векторе политики Сербии и не делать никаких уступок по косовскому вопросу. Впрочем, нынешний официальный Белград вряд ли прислушается к этим призывам.
Сегодня главная задача властей страны — продолжать сближение с ЕС, но одновременно откладывать на максимально поздние сроки присоединение к общеевропейским санкциям против России, считает Энгельгардт. В этом есть определенная выгода.
«Евросоюз, конечно, хотел бы скорейшего присоединения Белграда к антироссийским санкциям. Отсрочка присоединения позволяет Сербии подталкивать Европу к более активным переговорам об интеграции, — добавил эксперт. — Кроме того, Сербия надеется отложить этот вопрос до тех пор, пока он перестанет быть таким сильным политическим раздражителем».
Косово милее
По мнению Дмитрия Данилова, у Белграда есть шанс добиться своего. «Если Сербия вступит в ЕС, она, конечно, присоединится к общей политике союза. Однако у страны сохранится право решать, с какими ее аспектами она не согласна. Антироссийские санкции вполне могут стать именно таким аспектом, — считает эксперт. — Тем более что сейчас все больше стран – нынешних членов Евросоюза сомневаются в целесообразности таких мер».
Фактор Косово и присоединение Черногории к НАТО также могли дать президенту Николичу повод, чтобы «выразить свою самостоятельность и даже протест» в диалоге с Байденом, считает собеседник «Газеты.Ru».
В Косово Байдена, как ожидаются, встретят теплее. США оказали полную поддержку косовской государственности и добились того, что в 2008 году Косово смогло объявить о своей независимости в одностороннем порядке и получить поддержку части международного сообщества.
Исходя из тогдашней позиции отечественного МИДа, процесс признания Косово открыл ящик Пандоры, который сделал возможным отделение целого ряда регионов в Европе в одностороннем порядке.
Спустя полгода после объявления независимости Косово в результате южноосетинского конфликта в участием Грузии и России появилось еще два частично признанных государства — Абхазия и Южная Осетия. В 2014 году революция «евромайдана» и конфликт в Донбассе привели к тому, что Крым в одностороннем порядке сменил свой статус с украинского на российский, кроме того, Донецкая и Луганская народные республики объявили о своем суверенитете.
В рамках визита вице-президента США власти Косово намерены назвать одну из местных дорог в честь покойного сына Байдена Бо, который работал здесь с 1998 по 1999 год в качестве консультанта прокуратуры по проблемам юриспруденции. В 2015 году Бо Байден скончался от рака в возрасте 46 лет. Байден-старший, как ожидается, примет участие в этой дорожной церемонии.