Лавров заявил на пресс-конференции по итогам встречи, что разрыв дипломатических отношений между Украиной и Россией является «крайней мерой». «Я не думаю, что мы сейчас находимся в ситуации, когда кто-то заинтересован в разрыве дипломатических отношений», — сказал глава российского МИДа.
Таким образом, Лавров высказал более мягкую позицию, чем глава правительства России Дмитрий Медведев. На прошлой неделе премьер не исключил вариант разрыва дипломатических отношений между Москвой и Киевом, добавив, что окончательное решение остается исключительной прерогативой президента страны.
Встреча глав МИД России и Германии — первая после обострения ситуации в Крыму. На прошлой неделе, по данным ФСБ, здесь были обнаружены и обезврежены несколько групп украинских диверсантов, которые пытались устроить серию терактов на полуострове. Руководство Украины заявило о своей непричастности к этим событиям, однако президент России Владимир Путин уже пригрозил Киеву жестким ответом на эти действия. 15 августа Лавров заявил, что у России «есть доказательства вины Украины». Многие политики на Западе не верят в российскую версию событий. По их мнению, обострение ситуации на руку Кремлю.
В связи с событиями в Крыму Россия уже заявила, что не будет участвовать во встрече «нормандской четверки» на полях саммита G20 в Китае в начале сентября этого года.
Берлин почувствовал заморозку
Ситуация с возможной заморозкой нормандского формата тревожит Германию, которая является одним из ключевых участников этого дипломатического процесса. Помимо Германии он объединяет Россию, Украину и Францию.
Глава германского МИДа 15 августа заявил, что минский процесс по урегулированию конфликта в Донбассе должен действовать, несмотря на трения между Москвой и Киевом.
Однако больших подвижек в реализации минского процесса нет. В украинской Верховной раде до сих пор не приняты законы, определяющие статус Донбасса и тем более правила проведения выборов в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках (ДНР и ЛНР).
Директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко обращает внимание на то, что заморозка нормандского формата ухудшит ситуацию с минскими соглашениями. «Все видят, что нормандский формат рухнул, а он был крышей для минского процесса», — заявил эксперт «Газете.Ru».
Как отмечает Бондаренко, Штайнмайер хочет сыграть роль посредника в возобновлении диалога между Москвой и Киевом, но у него «недостаточно рычагов» влияния на украинские власти. По мнению эксперта, президент Украины Петр Порошенко больше прислушивается к советам вице-президента США Джо Байдена.
На первых этапах конфликта вокруг Крыма и Донбасса Германия взяла на себя роль посредника в диалоге между Россией и Украиной. Если Берлин потеряет статус главного европейского посредника, это сильно ударит по международной репутации канцлера Германии Ангелы Меркель.
Улучшение ситуации на Украине и позитивные контакты с Россией — факторы, которые могут убедить Меркель вновь баллотироваться на пост канцлера осенью 2017 года. «Меркель хочет продолжить поиск дипломатического решения, которое будет включать в себя как давление, так и диалог с Россией», — сообщило агентство Deutsche Welle.
Все в Алеппо
Возможной точкой сближения Запада и России является ситуация в Сирии, которую также собирались обсудить Штайнмайер и Лавров. Германские ВВС участвуют в западной антитеррористической коалиции в Сирии, однако выполняют лишь разведывательную функцию и бомбовые удары не наносят. В то же время Германия приняла самое большое число беженцев из Сирии, и это уже привело к эскалации политического и социального напряжения в стране.
Точкой сближения позиций России и Германии в сирийском вопросе может стать тяжелая гуманитарная ситуация в городе Алеппо, который находится под осадой войск, лояльных президенту страны Башару Асаду. Чтобы дать мирному населению возможность выйти из блокады, Россия в сотрудничестве с ООН открыла четыре гуманитарных коридора в городе.
Свою помощь предлагает и Германия. В конце прошлой недели Штайнмайер заявил о возможности организации доставки гуманитарных грузов в Алеппо воздушным путем. На встрече с Штайнмайером глава МИД России назвал ситуацию в этом сирийском городе катастрофической.
Несмотря на то что ждать снятия санкций ЕС с России в ближайшее время не приходится, Москва надеется на помощь Берлина в активизации диалога с НАТО в связи с общими угрозами на Ближнем Востоке. Североатлантический альянс после присоединения Крыма к России заморозил все практическое сотрудничество с Россией. В то же время перед встречей со своим германским коллегой Лавров заявил, что на последнем заседании Совета России – НАТО российская сторона «передала конкретные предложения по восстановлению военного сотрудничества, особенно с точки зрения улучшения доверия».