Заявку России подал в Комиссию по границам континентального шельфа при ООН министр природных ресурсов Сергей Донской. Она касается морского дна за пределами 200-мильной зоны с включением в нее зоны Северного полюса. Шельф, в составе которого находится хребет Ломоносова и Менделеева, обладает большими запасами углеводородов.
Заявка — уточненный документ. Первую Россия подала еще в 2001 году, но документ отправили на доработку, уточняет научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Павел Гудев.
«В российской прессе комиссию называют подкомиссией ООН, однако это не совсем так», — отмечает эксперт. Ее специалисты, которые проверяют заявки на основании Конвенции ООН по морскому праву, выдают лишь рекомендации, к которым могут прислушаться государства — члены Арктического совета. В состав совета помимо России входят США, Дания, Канада, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Их территория непосредственно примыкает к арктическому региону. Кроме того, в работе совета принимает участие Европейский парламент.
Сами США, которые сейчас председательствуют в совете, не ратифицировали конвенцию, хотя и были одними из инициаторов ее принятия. Решение не брать на себя международные обязательства, предусмотренные документом, было тогда выгодно для США, позволяя им сохранять возможности для маневра, говорит Гудев. К тому же оппоненты подписания конвенции 1982 года в Вашингтоне считают, что у него достаточно экономических и военных средств для отстаивания своих позиций в Арктике, отмечает эксперт.
Естественное продолжение России
Россия же собирается отстаивать свои интересы в регионе дипломатическими методами. Она присоединилась к Конвенции по морскому праву в 1997 году. Согласно 76-й статье этого документа, понятие континентального шельфа включает территорию, простирающуюся «на расстояние 200 морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря».
Конвенция по морскому праву позволяет расширять 200-мильную экономическую зону, где, в частности, можно разрабатывать углеводороды, только если морское дно за ее пределами «является естественным продолжением материка». С геологической точки зрения шельф — это не совсем море. Он характеризуется общим с сушей строением. Именно вокруг этих вопросов между странами — членами Арктического союза постоянно возникают споры.
После того как первая заявка России была отклонена, началась активная исследовательская работа с целью доказать континентальную природу морских территорий, в частности хребтов Менделеева и Ломоносова. 2 августа 2007 года в качестве символической поддержки претензий на шельф российские исследователи водрузили на дне Северного полюса государственный флаг, чем вызвали острую критику со стороны иностранных представителей.
Тогдашний министр обороны Канады Питер Маккей выразился жестко: «Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».
В марте 2014 года России удалось отстоять права на участок в Охотском море площадью 52 тыс. кв. км. А в октябре 2014 года завершилась последняя экспедиция в районы котловин Подводников и Амундсена. И вот, в августе 2015 года, обработав всю полученную за девять лет исследований информацию, Москва подала дополненную заявку, решение по которой будет озвучено 9 августа. Далеко не все страны — члены Арктического совета готовы согласиться с претензиями России. В частности, Канада считает хребет Ломоносова продолжением своей территории и наравне с Россией ведет активную борьбу за расширение своих морских границ.
В 2013 году Канада уже подавала заявку на расширение континентального шельфа на 1,2 млн кв. км. Страна собирается подать еще одно заявление в 2018 году, когда будут проведены дополнительные исследования.
Канада в перспективе снова может подать заявку на часть территории шельфа, который оговаривается в заявке России. Кроме этого, на часть тех же территорий претендует и Дания. Поэтому, несмотря на то что российская заявка будет рассмотрена первой, Москве придется еще долго согласовывать с конкурентами претензии на эти территории. Раньше даже обсуждалась идея о том, что все арктические страны могли бы подать заявки одновременно, вспоминает Гудев.
По приблизительной оценке, в недрах арктического шельфа может находиться до 83 млрд тонн полезного сырья, что сравнимо с запасами всей Западной Сибири.
Однако к проектам разработки шельфа относятся по-разному и, в основном, скептически. За несколько десятилетий разговоров о неистощимых запасах сырья в северных морях осуществился пока только один проект. В 2014 году в Печорском море в 60 км от берега заработала первая в мире платформа по добыче нефти на арктическом шельфе «Приразломная». В сентябре 2014 года на ней был добыт миллионный баррель нефти. Однако Гудев отмечает, что, хотя, согласно данным американских исследований, большинство запасов углеводородов находится в прибрежной зоне, «шельф важен как стратегический запас и сейчас важно застолбить участок».
Пентагон обеспокоен
Для России подача заявки, как отмечают эксперты, важна в общем контексте как экономического, так и военного освоения Арктики, которую в Москве и Вашингтоне рассматривают как важный геополитический регион. В последние пару лет Минобороны России активно начало строительство небольших военных баз в Арктике.
В ноябре 2014 года президент Владимир Путин объявил о создании отдельного стратегического командования «Север», которое создано на основе Северного флота. Кроме этого, Россия создает крупную военную базу на Новосибирских островах и собирается полностью развернуть арктическую группировку к 2018 году. США, в свою очередь, обеспокоены действиями России и отмечают «милитаризацию региона».
В воскресенье группа американских стратегических бомбардировщиков Б-52 совершила пролет вблизи территории российского арктического побережья в ходе учений. Бомбардировщики вылетели с континентальной части США с базы в штате Северная Дакота. Канадское издание The National Post отметило, что полет бомбардировщиков США демонстрирует «стратегические мускулы».
Как отмечает ведущий аналитик-прогнозист Atlantic Council в Вашингтоне Мэфью Берроуз, Арктика важна в контексте потенциального влияния на безопасность. «Есть опасения, что там появится российское доминирование, китайское доминирование — никто точно не знает какое, но в Пентагоне растет озабоченность», — рассказал собеседник «Газеты.Ru».
При этом многие эксперты сходятся во мнении, нужна ли России, США и другим странам проекция силы в Арктике. Военная составляющая важна прежде всего для поддержки коммерческих планов в Арктике. Главным из них является перевозка грузов по Северному морскому пути, который значительно поможет сократить время перевозки грузов. Объем товаров, который может пройти этим маршрутом, вдвое больше по сравнению с Суэцким каналом.