Отчет об исследовании социально-политической и социально-экономической обстановки проводился независимыми социологами по заказу ассоциации «Предприниматели ДНР» с офисом в Донецке. Она объединяет представителей малого, среднего и крупного бизнеса, а среди ее экспертов есть юристы, адвокаты и представители Народного совета (парламента) ДНР.
Зампред ассоциации Василий Бакулин говорит «Газете.Ru», что с января 2015 года по июнь 2016 года социологи опрашивали 1,6 тыс. респондентов методом личного интервью. Выборка коррелирует по полу и возрасту с составом населения республики. Вопросы задавались в основных городах непризнанной республики: Донецке, Макеевке, Горловке и Енакиево.
Раскол по политическим вопросам
в отдельном репортаже
В первой части отчета анализируются настроения населения ДНР. Говорится, что при общей минимальной позитивной динамике социологи столкнулись с «резкой дифференциацией общества» по политическим взглядам.
Общее количество приверженцев ДНР растет минимальными темпами — с 15% в январе 2015 года до 20% в июне 2016 года (см. слайд 1). При этом число сторонников возврата на Украину стабильно на протяжении всего периода исследования — с 13 до 15% в этот же период.
Миграционные настроения за последний год сократились в три раза, до 21%. Количество респондентов, которые видят необходимость в формировании оппозиции в ДНР, снизилось с 69% в январе 2016 года до 62% в июне.
Опрос фиксирует рост революционных и радикальных настроений. Основной состав «активных недовольных» — молодежь, представители малого и среднего бизнеса, а также ополчение с боевым опытом. С отметки 1,5% с конца прошлого года радикальные протестные настроения выросли до 7% в июне 2016 года.
В документе дается краткая справка по жалобам респондентов на власть, например жителей Макеевки на неправомерные действия полиции: пытки, оговоры, выбивание показаний. Кроме того, сообщается о наличии теневого бюджета республики из взяток, «откатов» и нелегальных надбавок за «местовой» (сбор) на рынках ДНР. Есть жалобы на то, что устроиться без связей на работу в госструктуры тяжело. Факт «кумовства» прослеживается на протяжении всего периода исследования.
Отсутствие «картины будущего»
Национальная идея, или «картина будущего», встречается менее чем у 1% респондентов.
«В подавляющем большинстве население республики испытывает жесткий идейный вакуум и ждет «хоть каких-нибудь внятных посылов» по средствам массовой информации. Телеканалы ДНР не решают задачи «идеологического характера». Переизбыток «хвалебных од» в адрес первых лиц республики вызывает скорее раздражение, чем симпатию».
По результатам опросов, респонденты желают конкретных дел вместо «длинных скучных монологов». А билборды с республиканскими и патриотическими сюжетами у абсолютного большинства вызывают обратную реакцию.
Наиболее часто называемый повод для «любви к Родине»: низкие тарифы ЖКХ и то, что «у нас нет бандеров». По словам большинства респондентов, «больше в ДНР нет ничего положительного».
Уровень подачи информации по ТВ — «прошлый век», говорится в отчете. Более половины респондентов теряют доверие к местным СМИ и устают от «зашкаливающей антиукраинской риторики». Наибольший дефицит ощущается респондентами в «освещении деятельности органов власти» и «новостях экономики». С января 2015 года по июнь 2016 года с 14 до 30% выросло количество респондентов, которые не смотрят ТВ ДНР (см. слайд 3).
Низкое доверие к органам власти
Социологи замерили уровень доверия к представителям и органам власти: главе республики, министрам, МВД, Народному совету, местной власти, МГБ, ополчению.
Максимальный рейтинг (слайд 4) — 22% у главы республики, за пять месяцев показатель вырос на 4%. Далее военные с 18% и МГБ с 17%, местная власть — 12%, Народный совет — 3%, МВД — 2%, Совет министров — 1%.
Основные причины низкого уровня доверия к Совету министров и Народному совету ДНР, по мнению населения, — минимальные изменения в экономике ДНР и отсутствие помощи промышленным предприятиям. Люди говорят, что не видно результатов их работы. Больше всего негатива в адрес министерства доходов и сборов. Наиболее положительные отклики — по работе МЧС и министерства агропромышленности.
МВД на протяжении всего периода стабильно имеет критически низкий уровень доверия, хотя за последние пять месяцев он вырос и вернулся на позиции лета 2015 года. Наблюдается рост доверия к военным (с 8 до 18%) из-за чистки рядов от «сомнительных элементов», увеличения уровня культуры поведения ополченцев и «доказанной временем принципиальности и вере в свое дело». Предприниматели говорят, что часть их выручки формируют ополченцы и другие силовики.
Количество респондентов, которые «никому не доверяют», за пять месяцев сократилось на 3%, до 68%. Число респондентов, считающих, что сегодняшняя власть не способна изменить ситуацию, составляет 52%.
За последние пять месяцев уровень доверия к главе республики вырос на 4%. Однако максимальные показатели лета 2015 года (38%) достигнуты не были.
Рейтинги основных политиков: Стрелкова до сих пор помнят
В отчете замеряются рейтинги и антирейтинги некоторых политиков ДНР и олигарха Рината Ахметова.
Уровень положительной оценки деятельности Захарченко (слайд 5) за последние пять месяцев не изменился и остается на уровне 25%.
Максимальные значения поддержки Захарченко датируются июлем 2015 года (36%).
Не меняется за пять месяцев и его антирейтинг — 34%, хотя с начала 2015 года он серьезно сократился.
Среди сторонников главы ДНР пенсионеры и трудоустроенные жители среднего возраста. Критично в его отношении высказывается молодежь, предприниматели и ополчение. В заслугу политику респонденты ставят стабильно низкие тарифы ЖКХ, снижение стоимости газа на АЗС, низкую криминогенную обстановку.
Рейтинг спикера парламента ДНР и представителя республики в Минске Дениса Пушилина (слайд 6) за последние пять месяцев снизился на 2% и составляет 17%. Параллельно наблюдается рост уровня критической оценки деятельности за последние пять месяцев (на 14%). Наибольшей поддержкой пользуется у населения старше 45 лет, респонденты надеются на позитивные результаты в минских переговорах и позитивно оценивают его работу в данном направлении. Население ДНР до 45 лет в большинстве своем не поддерживает Пушилина.
Рейтинг экс-спикера парламента ДНР Андрея Пургина (слайд 7) составляет 14%, его называют «достойным фанатиком ДНР». Антирейтинг снизился до отметки 6%. О нем постепенно забывают, 59% не смогли оценить его деятельность.
Начиная с апреля 2015 года рейтинг олигарха Рината Ахметова стабильно снижается (слайд 8). Положительную оценку главе СКМ дали 36% респондентов (48% в июле 2015 года). Исследователи пишут, что нуждающихся в гуманитарной помощи с каждым днем становится меньше, поэтому значимость деятельности Ахметова падает. Гуманитарная помощь от фонда Ахметова «Поможем» состоит из продуктовых наборов (каши, масло, макароны, сахар, мука, паштет).
Наиболее одобрительные отзывы в адрес олигарха поступают от «молодых мам» и пенсионеров (48 и 50% соответственно). Наиболее негативную оценку высказывают жители в возрасте от 25 до 45 лет и все предприниматели. Основные мотивы негативных оценок: «Ахметов променял Донбасс на деньги», «своими подачками он нас не купит», «это не его гуманитарка — ее оплачивают все сотрудники СКМ путем дополнительных вычетов с зарплаты». Антирейтинги Ахметова не указаны.
Рейтинг экс-лидера ополченцев Славянска Игоря Стрелкова (Гиркина) упал с 60% в январе прошлого года до 33% в этом июне (слайд 9). Но он продолжает оставаться наиболее популярной фигурой среди ополченцев с боевым опытом.
Также о Стрелкове одобрительно отзываются жители старше 35 лет. Респонденты до сих пор считают Стрелкова «порядочным человеком, которых сейчас в ДНР не найти». Но растет и его антирейтинг из-за нежелания части респондентов решать конфликт в Донбассе военным путем. Вклад Стрелкова в существование ДНР стабильно «забывается» — 35% респондентов не смогли оценить его деятельность.
Отношение к ополчению и криминогенная обстановка
В отчете имеется и отдельная глава по отношению респондентов к ополченцам. Ополчение в военной форме в нетрезвом виде встречается все реже, появление таких лиц пресекается своими же. Зафиксировано одобрение комендантских патрулей, а количество «ополченцев-попрошаек» значительно сократилось по сравнению с октябрем 2015 года и почти не фиксируется.
Водители-ополченцы и автомобили силовиков продолжают нарушать ПДД значительно чаще гражданских автомобилей, но значимого резонанса это не вызывает. О недопустимом поведении некоторых ополченцев заявили более 34% опрошенных. Наиболее обеспокоены поведением ополченцев «молодые мамы», 55% из них говорят, что «ополчение ведет себя недопустимо».
Исследователи обращают внимание на уровень негативных и радикальных настроений среди ополченцев, прошедших бои.
Основные причины: «нет приказа о наступлении», отсутствует «картина будущего», понимание, «за что боремся», несправедливость в распределении ресурсов между «тыловиками и теми, кто на «боевых».
Специалисты полагают, что криминогенная обстановка в республике за последние пять месяцев ухудшилась, однако ополчение уже давно не является основным субъектом преступлений. Участились факты мелких краж и грабежей, считают респонденты. Они опасаются, что преступники не боятся МВД в отличие от тех времен, когда порядок обеспечивала армия. С другой стороны, по мнению опрошенных, уровень внутренней безопасности на территории Донецка и Макеевки достаточно высок.
Уровень безработицы в Донецке и Макеевке с начала 2015 года стабильно сокращается, говорят респонденты среди обычных жителей и работодателей. С 39% безработных в начале прошлого года показатель упал до 28% в этом июне.
Последние пять месяцев соискатели «перебирают» вакансии не только по размеру оклада, но и по району расположения места работы.
Лидирующие по набору персонала отрасли: торговля, сфера обслуживания и производство продуктов питания. Государственная и военная службы потеряли ключевую роль в борьбе с безработицей. Бизнес считает, что дефицит квалифицированных кадров сохраняется. При этом количество вакансий в Донецке на открытых интернет-ресурсах за последний год увеличилось более чем в два раза.
Нуждаются в гуманитарной помощи 54% респондентов, по данным этого июня (69% в январе прошлого года). Гуманитарная обстановка за весь исследуемый период значительно улучшилась (слайд 11). Запасы продуктов из гуманитарной помощи фонда Ахметова встречаются чаще, но недовольство качеством продуктов в «гумпакете» растет. В критическом положении остаются молодые семьи с детьми и одинокие пенсионеры, у которых нет возможности оформить украинскую пенсию. Как видно на слайде 12, ощущение благосостояния, по мнению респондентов, в ДНР постепенно растет. 24% считают, что ситуация улучшилась, 33%, что ухудшилась, 44% не видят подвижек.
Несостыковка с официальными данными
Схожие опросы делает близкий к власти и зарегистрированный в минюсте ДНР центр социологических исследований «Особый статус». Но их рейтинги одобрения властей намного выше.
Свежих публичных опросов по рейтингам у ОС нет, но, например, рейтинг главы ДНР Александра Захарченко в июле прошлого года возрос с 77 до 81%.
В июне прошлого года вышли итоги соцопроса, согласно которым вступление в состав России поддерживает 36% жителей ДНР, Новороссию от Харькова до Одессы поддержали 18% опрошенных, 14% выступают за «независимое государство в границах Донецкой области» и объединение с ЛНР. На особый статус в составе Украины согласны 10% жителей ДНР. Соцопрос был проведен в городах Донецк и Макеевка, опрошено было 1 тыс. человек методом «лицом к лицу» (face-to-face).
Ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Валентин Бызов говорит о проблематичности в получении корректных данных на подобных ДНР территориях. По его словам, для этого необходим метод фокус-групп с попыткой понять настроения респондента, не задавать сразу лобовые вопросы, а постепенно входить к нему в доверие. Бызов полагает, что структурам, связанным с властью, сложнее доверять насчет реальных результатов социологии.
Бакулин из ассоциации предпринимателей уверяет «Газету.Ru», что их социология реальная и делается не для популистских целей, а для понимания настоящей ситуации в республике властями и бизнесом. «Мы не хотим никого облить грязью, все опросы описывают реальную картину и недостатки», — подытоживает он.
Появление новой идентичности в ДНР
Несмотря, по сути, на продолжающуюся войну, в ДНР работают социологи и с украинской территории. В том же июне 2016 года свой социологический опрос по заказу общественной организации «Фабрика мысли Донбасс» провела социологическая служба IFAK Institut. Опрос проводился примерно в те же сроки, что и донецкий, — с 30 мая по 13 июня. Интервьюер опрашивал каждого респондента с анкетой на дому, рассказывает «Газете.Ru» аналитик организации Елизавета Рейхман. Опрос велся и на подконтрольной Украине территории, и на неподконтрольной. Во втором случае никто не говорил, что опрос ведется для украинской организации. Социологи получили 600 заполненных анкет на неподконтрольной и 800 на подконтрольной территории.
«Фабрика мысли» выясняла, как изменились суждения и предпочтения жителей Донецкой области по обе стороны линии разграничения за два года войны и совершенно разного информационного поля. На территории ДНР отсутствуют украинские телеканалы и почти нет радиосигнала. В свою очередь, на подконтрольной Украине можно принимать радио «Республика» в автомобилях и свободно ловить на домашние антенны телеканалы ДНР — причиной тому мощность вышек в Донецке и рельеф местности. Но вот российские телеканалы отсутствуют.
Социологический опрос украинцев отчасти перекликается с опросом из ДНР. В опросе IFAK Institut зафиксирована новая общность — «гражданами ДНР» назвали себя 18% опрошенных респондентов на неподконтрольной Украине территории. Жители Мариуполя, Славянска и Краматорска все больше расходятся во взглядах со своими земляками из Донецка, Енакиево и Снежного.
Гражданской войной ситуацию в Донбассе называют 44% на неподконтрольной Украине территории и 31% на подконтрольной. А как «войну с Россией» ее определяют 14% опрошенных в ДНР и 24% на украинских территориях. Больше всего голосов на территориях, подконтрольных Украине, собрал вариант «политический кризис» (45%), он же получил в ДНР 31%.
Почти треть корреспондентов в обеих частях области не хотела бы, чтобы Украина входила в любые союзы (30% — ДНР и 38% — Украина). Вступление в ЕС поддерживают 9% в ДНР и 23% на контролируемых Украиной территориях. Союз с Россией поддержала бы почти половина опрашиваемых в ДНР (48%) и всего 22% на украинской территории.
На обеих территориях понимают ко второму году войны, что условия жизни на Украине лучше, чем в ДНР. Но при этом опрошенные в ДНР в основном уверены, что политические права и свободы соблюдаются лучше в ДНР. Общими чертами по обе стороны фронта остались сильная региональная идентичность (свой город, область, Донбасс) и склонность к патерналистскому государству. Людей также объединяет нужда в «защите» со стороны сильного лидера или партии.