Программа визита Путина в Словению могла даже ввести в заблуждение и создать ощущение, что этот визит вовсе не иностранный. Помимо официальных переговоров была запланирована мемориальная церемония по случаю 100-летия Русской часовни, а также открытие памятника павшим советским и российским солдатам.
Впрочем, оба мероприятия важны для нынешнего политического курса Словении не меньше, чем для взаимоотношений между Москвой и Любляной. «Для Словении, очень дисциплинированного члена ЕС и НАТО, идея славянской культурной общности всегда была очень важна. Страна известна укреплением славянской линии в различных проектах Евросоюза, — рассказал «Газете.Ru» сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. — Кроме того, к России у Словении претензий практически нет, в отличие, например, от Польши. Любляна сегодня пытается использовать это как преимущество».
Очевидно, Кремль был рад играть по тем же правилам. Речь Путина во время церемонии в Свято-Владимирской часовне вызвала овации и у российских, и у словенских представителей.
«Ровно сто лет назад она была возведена в честь российских солдат, трагически погибших в этих местах в ходе Первой мировой войны, — говорил политик. — Поражает, что ее построили тоже русские солдаты в память о своих погибших товарищах».
в отдельном репортаже
Сначала Путин, потом — фильм
Часовня была построена в 1916–1917 годах русскими военнопленными на перевале Вршич вблизи города Краньска-Гора. Здесь австрийская армия решила организовать лагерь, состоящий из русских военнопленных. Их руками строилась железная дорога через перевал — для подвоза военной техники и боеприпасов. Всего в Первую мировую на земле Словении погибли около 10 тысяч русских военнопленных. В память о них — прямо возле барака — и была построена небольшая деревянная часовня. Она — символ примирения европейских народов, находившихся в годы Первой мировой войны по разные стороны линии фронта.
Позже часовня была отреставрирована на частные пожертвования, она включена в туристический маршрут по Словении. В сезон ее посещают сотни человек ежедневно. Сейчас готовится сценарий документального фильма о судьбах российских военнопленных, а также напечатан тираж юбилейных почтовых марок.
В ходе церемонии 30 июля Путин дважды поблагодарил Словению за сохранение исторической памяти и за уважение к павшим в мировых войнах.
Кроме того, он напомнил и о памятнике русским и советским солдатам, погибшим в обеих мировых войнах на территории Словении. Путин открывал памятник вместе со словенским коллегой Борутом Пахором.
«Он будет напоминать нам о самоотверженности воинов России и решающем вкладе Советского Союза в освобождение Европы от нацизма, о бессмертном подвиге поколений победителей, — говорил Путин. — Памятник будет отражать нашу общую принципиальную позицию о недопустимости попыток исказить и переписать историю, оправдать преступления, повлекшие гибель миллионов людей».
«Словения всегда оставалась верным экономическим и политическим партнером России. Отмечу, что во многих странах Европы стремятся избавиться от памятников советским солдатам. В Словении же, наоборот, такой памятник только что открыт. А это, согласитесь, поступок», — рассказала «Газете.Ru» Надежда Пилько, специалист по Словении и старший научный сотрудник Института славяноведения РАН.
Возвести монумент предложила российская сторона в 2011 году. Путин был в то время премьером. Словения идею поддержала. Президент страны Борут Пахор взял под личный контроль строительство мемориала.
Памятник состоит из восьми ромбовидных стел разной высоты и диаметра. Восемь стел — по числу лет Первой и Второй мировых войн. Венчает каждую из стел силуэт журавля. Образуется как бы летящий журавлиный клин — символ бессмертия души. При этом военной атрибутики мемориал не имеет. Никаких танков и калашниковых, что дает возможность трактовать это так: помни о войне, но думай о мире.
К ЕС и НАТО с очарованием
Словенский визит Путина — во многом противоположность недавней его поездке в Финляндию. Она, как и Словения, член ЕС, однако не входит в состав НАТО.
1 июля на пресс-конференции по итогам переговоров с финским лидером Саули Ниинистё Путин сделал ряд предельно жестких заявлений, которые предупреждали Хельсинки от сближения с Североатлантическим альянсом.
«Перефразируя высказывание одного из моих финских друзей, мог бы сказать, что организация НАТО, наверное, с удовольствием воевала бы с Россией до последнего финского солдата. Вам это нужно?» — предостерег финнов российский лидер.
Теперь в Словении ситуация зеркальная. Путин сделал ряд комплиментов члену НАТО Словении, говорил о близости народов двух стран, о важности мира, а также подчеркивал единство Европы — причем вместе с Россией.
«Хотел бы поблагодарить за искреннее стремление и усилия по укреплению фундамента европейского единства, на котором и должно строиться будущее Европы», — закончил свою речь Путин у Русской часовни.
Перед началом основных переговоров российский лидер заявил, что повод для диалога гуманитарно-исторический. «Но это дает нам возможность поговорить о всем комплексе наших двусторонних отношений, отношениях России с ЕС и НАТО. Имею в виду, что Словения является членом обеих этих организаций», — объяснил Путин.
Для Словении добавить позитива в отношения с Россией будет весьма кстати. Экономические отношения двух стран переживают не лучшие времена. Товарооборот падает несколько лет подряд. В прошлом году он обвалился на 42% к 2014 году и составил менее $1 млрд.
Россия не против расширить товарооборот со Словенией. Однако для этого Любляне придется пойти на ряд шагов, которые вряд ли будут благосклонно приняты в странах Западной Европы. Прежде всего речь идет о смягчении позиции относительно «санкционной войны» ЕС и России.
Накануне визита Путина в Любляну британское агентство Reuters опубликовало объемный аналитический текст, в котором доказывало, что нынешняя поездка российского лидера — часть «атаки очарованием». По мнению авторов публикации, Кремль пытается создать внутри ЕС блок стран, который станет главным проводником идеи отмены антироссийских санкций. Reuters утверждает, что, помимо Словении, в этот блок входят Греция, Венгрия, Кипр, Словакия и Болгария.
По мнению Надежды Пилько, словенское правительство всегда высказывалось против санкций, указывая на негативные последствия от их введения. «Несомненно, на переговорах Путина и Пахора речь будет идти в том числе об этом», — считает эксперт.
Энгельгардт считает, что наиболее логичный первый шаг Словении на сегодняшний день — принятие парламентской резолюции, призывающей к снятию антироссийских санкций ЕС. Такие же резолюции уже были приняты сенатом Франции и рядом региональных парламентов Италии.
Эти документы не являются юридически обязывающими, но они оказывают определенное давление на власти стран — членов ЕС.
То южный, то турецкий
По мнению Надежды Пилько, один из наиболее перспективных экономических проектов, который может перевести отношения двух стран на новый уровень, — это газопровод «Южный поток». Этот проект вывода российского газа в ЕС минуя Украину обсуждался с конца 2000-х годов и к моменту приезда Путина в Любляну был заморожен.
«В 2011 году в ходе визита Путина в Словению было подписано соглашение о создании совместного предприятия по проектированию и строительству словенского участка трубопровода, протяженностью 266 км. Инвестиции должны были составить 1,1 млрд евро, — рассказывает Пилько. — Было проведено территориальное планирование, оценка воздействия на окружающую среду, выполнено базовое проектирование».
По мнению Пилько, на переговорах Путина с Пахором этот проект не мог не обсуждаться. Даже несмотря на то, что позиция Евросоюза, который фактически саботировал реализацию проекта, после украинского кризиса в отношении газовых проектов РФ только ужесточилась.
В 2015 году российский премьер Дмитрий Медведев не исключал того, что Словения может присоединиться к другому газовому проекту — «Турецкому потоку». По этой идее, Россия должна была переправлять газ сначала в Турцию, а после — в ЕС через восточноевропейские страны (включая Словению).
После резкого восстановления отношений между РФ и Турцией в июле этот проект вновь оказался на повестке дня. Это подтверждал и посол Словении в Москве Примож Шелиго в недавнем интервью «Известиям».
Однако пока нет никаких поводов считать, что «Турецкий» или «Южный потоки» сдвинутся с мертвой точки, учитывая структуру нынешних отношений Москвы и Брюсселя. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты уверены, что Любляна не пойдет против общей политики ЕС, которая не предполагает уступок по проектам, ущемляющим интересы Украины в пользу Москвы.