28 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу в эфире центрального телевидения объявил новую инициативу в Сирии: начало гуманитарной операции в Алеппо. За несколько часов до этого сирийские власти громко объявили о том, что город взят в котел и теперь все боевики, выступающие против режима президента страны Башара Асада, точно никуда не уйдут.
В четверг Шойгу объявил сразу о четырех гуманитарных коридорах. Три из них будут предназначены для мирного гражданского населения, а четвертый — для отхода боевиков, готовых сложить оружие и соблюдать перемирие.
«Гуманитарные операции — это всегда в определенной степени политика, возможность пустить пыль в глаза международной общественности, — объясняет неожиданное заявление Минобороны Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа. — Изначально этим начал заниматься Запад, который много говорил об ужасной гуманитарной ситуации. Причем эти заявления были тем громче, чем ближе к Алеппо подходили войска, лояльные Башару Асаду».
«Лицемерный ответ»
Эксперт считает, что теперь Москва «решила ответить на это лицемерие своим», хотя формально гуманитарная операция — это демонстрация того, что Россия выполняет свои обязательства по защите мирного населения.
Ранее наступление на Алеппо, которое лояльные Асаду войска ведут с переменным успехом с 2012 года, а с 2015-го — при поддержке российской авиации, США и их союзники пытались увязать с миграционным кризисом в Европе.
В феврале управление ООН по координации гуманитарных вопросов опубликовало заявление, в котором утверждалось: осада Алеппо может привести к тому, что из 2 млн населения города без крова окажутся от 100 тыс. до 150 тыс. человек. Еще 300 тыс. человек окажутся отрезанными от гуманитарной помощи.
По данным Международного комитета Красного Креста (МККК), Алеппо далеко не единственный город, который находится в критическом состоянии с гуманитарной точки зрения. Как рассказала Галина Бальзамова, официальный представитель делегации МККК в России, Белоруссии и Молдавии, наиболее тревожная обстановка сложилась также в Хомсе и пригородах Дамаска, куда доступ гуманитарных организаций существенно затруднен.
«Позитивной может быть любая инициатива, которая может дать гражданскому населению передышку от насилия и позволит этим людям перебраться в более безопасные районы, — заявила собеседница «Газеты.Ru». — Особенно в условиях таких интенсивных и беспорядочных боев, которые мы наблюдали в Сирии в последнее время со стороны всех участников конфликта».
«Тем не менее гуманитарные коридоры необходимо организовывать со всей ответственностью, заручившись принципиальным согласием всех сторон конфликта, — добавила Бальзамова. — Это необходимо для того, чтобы люди могли выехать в полной безопасности, если они того пожелают».
В МККК утверждают, что идеальные условия для гуманитарной операции в Сирии — это не коридоры, а временное полное прекращение боевых действий. «Эта пауза должна охватить все районы, затронутые боями, — объяснила Бальзамова. — Режим должен быть введен как можно скорее и соблюдаться ежедневно. Мы должны получить доступ в Восточный Алеппо и другие районы, чтобы оценить гуманитарные потребности независимо и беспристрастно».
Структура гуманитарной операции в Сирии, судя по заявлениям Шойгу, таких условий не предполагает. Пункты выдачи горячего питания и медицинской помощи ВС РФ будут расположены только в гуманитарных коридорах. За безопасность остальных зон Алеппо Россия отвечать не берется.
Коридор обострения
По мнению Владимира Евсеева, заместителя директора Института стран СНГ, сегодня речь идет прежде всего о подготовке к освобождению восточной части Алеппо от боевиков «Джебхат ан-Нусры» (запрещенная в России организация. — «Газета.Ru»). В этом заинтересована не только Москва, но и Вашингтон, считает эксперт.
«США тоже заинтересованы в освобождении Алеппо, так как в этом случае удастся относительно просто освободить Ракку», — заявил эксперт «Газеты.Ru». Ракка считается сирийской «столицей» террористического «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). Если при нынешнем президенте Бараке Обаме ВС США удастся выбить ИГ из Ракки, это увеличит шансы, что в ноябре Демократическая партия США сохранит за собой Белый дом и на место Обамы придет Хиллари Клинтон.
«России данная операция дает возможность переломить ситуацию на фоне того, что все больше населенных пунктов готовы присоединиться к перемирию, — добавил Евсеев. — Скорее всего, после того как удастся освободить Алеппо, для ИГ и «Джебхат ан-Нусры» не останется возможностей для сохранения влияния».
Самая политизированная сторона гуманитарной операции России — четвертый гуманитарный коридор, предназначенный для боевиков. По словам Шойгу, он был создан прежде всего из-за позиции американской стороны. США, заявил министр, до сих пор не выполнили договоренностей с Москвой и не определили четкие границы между «Джебхат ан-Нусрой», которую РФ считает террористической организацией, и отрядами сирийской вооруженной оппозиции, против которой Россия принципиально не возражает.
Таким образом, этот коридор — последний шанс для лояльных США сирийских группировок покинуть город. После завершения гуманитарной операции, вероятно, отечественные ВС будут считать всех оставшихся в Алеппо боевиков сторонниками запрещенной в РФ «Джебхат ан-Нусры», следовательно, подлежащими уничтожению.
Шойгу дал еще один сигнал США: у них пока есть время наладить военное сотрудничество с Кремлем в районе Алеппо. «По-прежнему надеемся получить от наших американских коллег координаты районов, где расположены формирования «Сирийской свободной армии» и отряды умеренной оппозиции», — добавил министр обороны РФ.
Александр Храмчихин выдвинул еще одну версию приостановки штурма Алеппо: сирийские войска, которых поддерживают ВС РФ, также не имеют возможности быстро развить успех.
Передышка, которая возникает в ходе подобных гуманитарных операций, всегда на руку проигрывающей стороне, то есть террористам, считает эксперт. «Однако войска официального Дамаска сейчас тоже находятся в сложном положении. У них сейчас нет возможностей вести долгий штурм города», — добавил Храмчихин.
Гуманитарная операция РФ также должна ускорить движение сирийских мирных переговоров, которые проходят под патронажем ООН в Женеве. На днях глава МИД РФ Сергей Лавров, его американский коллега Джон Керри и спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура провели переговоры о восстановлении диалога между представителями оппозиции и официального Дамаска. Ранее Москва и Вашингтон объявили о сближении позиций относительно борьбы с терроризмом в Сирии.
Кроме того, на прошлой неделе Лавров впервые допустил теоретическую возможность «ухода Башара Асада». По его словам, Вашингтон продолжает настаивать на этом развитии событий, несмотря на то что сейчас уход сирийского президента означал бы победу террористов и новый виток дестабилизации страны. На данный момент позиция Москвы заключается в том, что Асада можно сместить, только проведя демократические выборы, причем уже после того, как перемирие в стране станет прочным.