Содружество независимых социологов «Открытое мнение» провело социологическое исследование по Крыму, опросив 1100 респондентов из региона. Выборка проводилась в соответствии с Росстатом по полу, возрасту, национальности, типу населенного пункта и географии.
Социологи указывают, что степень открытости жителей Крыма и готовность отвечать на вопросы в среднем в полтора раза выше, чем в общероссийских телефонных опросах.
В «Открытом мнении» пришли к нескольким выводам. Во-первых, население республики находится в состоянии «трансформации гражданской идентичности». Страновая идентичность («Я — житель России») лидирует в Крыму с 43%. В то же время в Крыму, больше, чем в остальных регионах, выражена региональная компонента («Я — житель своего региона», «Я — крымчанин») — таких 35%. Гражданами Украины себя считает только 1% населения.
«Регион только пришел в Россию, поэтому у него сохраняется двойная идентичность — как граждан страны, так и жителей со своей региональной и территориальной идентичностью, — комментирует политолог Николай Миронов. — Это нормальное явление для новоприсоединенных территорий, со временем оно уйдет, а регион приобретет российскую специфику. Хотя многое там осталось с украинских времен: кланы, чиновники, но все они постепенно встраиваются в российскую систему. Впрочем, и в составе Украины регион не был вполне украинским и обладал собственной идентичностью».
Социальное самочувствие крымчан выше в сравнении с аналогичными показателями среди российского населения в целом. Вполне удовлетворены своей жизнью 49%, скорее удовлетворены 34%. Социологи связывают это в том числе с психологическим эффектом присоединения к России и изменениями в Крыму.
В числе самых острых для крымчан проблем — социальные вопросы. Высокие цены на продукты волнуют 83% респондентов, низкие зарплаты и плохие дороги — 63%, плохая медицина — 59%, плохая работа и произвол чиновников — 51%, качество ЖКХ — 45%, коррупция — 49% и т.п.
Впрочем, проблемы с новым статусом Крыма жителей полуострова тоже волнуют. Разрыв связей с Украиной беспокоит 34% опрошенных. Среди прочих беспокойств — приезд большого числа новых жителей Крыма (24%), отключение электричества (22%), межнациональные проблемы (21%), нежелание части крымчан жить в России (таких оказалось 17%), украинская продовольственная блокада (15%), трудности с выездом за границу (13%). Россияне всегда больше уделяли внимания жизненным вещам, тем, с которыми они сталкиваются ежедневно, говорит «Газете.Ru» замдиректора аналитического центра Юрия Левады Алексей Гражданкин. По его словам, обеспокоенность социально-экономическими вопросами также связана с девальвацией рубля.
По информационному потреблению население Крыма похоже на россиян в целом. Основной источник информации о событиях в стране и в мире — телевидение (84%), но высока и доля посетителей новостных сайтов (46%). До сих пор многие смотрят украинские каналы (16%), хотя официально украинского ТВ нет в эфире.
На второе место в рейтинге источников (66%) вышли «разговоры с родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми». Социологи объясняют это тем, что в условиях противоречивой информации из России и с Украины крымчане обращаются к знакомым.
Крымчане больше других россиян вовлечены в голосование в Госдуму — 76% готовы или «скорее готовы» пойти на голосование.
Спустя два года после референдума о присоединении Крыма к России социологи констатируют отсутствие серьезных изменений в настроениях по вопросу о самоопределении. Как в 2014 году, большинство «безусловно» одобряет переход в Россию (79%), «скорее одобряют» 9%, 4% «в чем-то одобряют, в чем-то нет». Скорее не одобряют 1%, безусловно не одобряют 2%.
Однако, судя по данным социологов, у крымско-татарского и украинского населения сохраняется более негативное отношение к референдуму и произошедшим за последние два года изменениям.
Среди крымско-татарской группы безусловно не одобряют референдум 4%, а 6% скорее не одобряют. При этом 72% крымско-татарских респондентов заявили, что не ходили на референдум. 17% опрошенных крымских татар признались, что изредка сталкивались с «недоверием или неприязнью к себе, нарушением прав или ограничением возможностей из-за национальности». Еще 7% сказали, что сталкиваются с этим постоянно. Среди украинских респондентов безусловно не одобряют прошедший два года назад референдум 6%, а 2% скорее не одобряют. 3% постоянно сталкивались с дискриминацией по нацпризнаку, 4% — изредка. Решение о присоединении к России одобряют менее половины татар: скорее одобряют 25% и безусловно — 21%.
В аналитическом отчете социологи «Открытого мнения» пишут, что группа крымско-татарских респондентов неоднородна, но «негативные настроения присутствуют в ней значимо более широко, чем в других группах». Около половины опрошенных крымских татар (то есть примерно 6% от всего населения Крыма), судя по полученным данным, настроены по отношению к происходящим изменениям с высокой долей неодобрения. Хотя проблематика межнациональных отношений не фиксируется в глазах населения как существенно актуальная, замечают социологи.