Министры обороны НАТО будут обсуждать угрозу террористического «Исламского государства» (запрещенная в России организация) два дня. По итогам первого дня обсуждений глава Пентагона Эштон Картер говорил, что для стран — членов коалиции сегодня важно не только закрепить победы над террористами в Сирии и Ираке, но и добиться того, чтобы освобожденные от ИГ и их союзников районы смогли быстро восстановиться от последствий боевых действий.
«Самое большое беспокойство со стратегической точки зрения вызывает то, что усилия по стабилизации и восстановление административных институтов будут запаздывать после окончания военной кампании, — заявил Картер. — Наша задача в том, чтобы этого запоздания не было».
Немаловажным фактором стала ситуация в Турции, где чуть менее недели назад произошла попытка военного переворота. Эти события обнажили противоречия между Анкарой и Вашингтоном, которые в последние дни только обострялись.
Фикри Ышык, министр обороны Турции, не присутствовал на встрече союзников в Вашингтоне, хотя именно в этой стране расположена авиабаза Инджирлик, откуда американские самолеты совершают боевые вылеты в рамках антитеррористической операции в Сирии.
Ситуация вокруг Инджирлик не может не вызывать беспокойство у США. В течение нескольких дней после попытки переворота Турция запретила американским самолетам взлетать с этой базы. Кроме того, накануне здесь прошли обыски по выявлению оставшихся заговорщиков против режима президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Сам турецкий лидер обвинил США в том, что те укрывают у себя главного «режиссера» переворота — исламского проповедника Ферхуллаха Гюлена. Вашингтон выдавать Гюлена отказывается и требует неопровержимых доказательств. Анкара утверждает, что все соответствующие документы передала Вашингтону.
Более того, госсекретарь США Джон Керри пригрозил, что Турция может потерять членство в НАТО, если в стране продолжатся кадровые чистки и будет возвращена смертная казнь. Разговоры об этом идут в Анкаре на самом высоком уровне.
Картер в свою очередь постарался сгладить острые углы. «Турция была сильным союзником десятилетиями, и за это время мы сталкивались с очень многими и очень серьезными вызовами: от «холодной войны» до ИГ, — говорил он. — Наш союз сегодня очень силен, и наши взаимоотношения очень сильны».
Приглашение для России
За день до встречи генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг опубликовал в американском издании The Wall Street Journal статью, которая задала тон вашингтонской встрече.
Почти половина колонки Столтенберга была посвящена угрозе со стороны России. «Мы должны помнить, что не только терроризм является вызовом для НАТО. Когда Россия незаконно присоединила Крым, это подорвало безопасность в Европе, — пишет генсек НАТО. — Москва все так же продолжает поддерживать вооруженные отряды в конфликте на Восточной Украине, который унес более 10 тыс. жизней. Россия постоянно провоцирует союзников и партнеров НАТО — например, ситуациями, когда российские истребители пролетали над американскими кораблями в Балтийском море».
Генсек подчеркнул, что такие действия России побудили НАТО к самому большому наращиванию коллективной защиты со времен «холодной войны».
По мнению Андрея Суздальцева, заместителя декана факультета мировой политики ГУ ВШЭ, такое заявление Столтенберга неслучайно предварило антитеррористическую встречу в Вашингтоне. «Вопрос относительно России постоянно поднимается на международных встречах, — поясняет эксперт. — То, что Россию и террористическую угрозу поставили в один ряд, похоже даже в какой-то степени на шантаж».
Собеседник «Газеты.Ru» считает, что статья Столтенберга дает сигнал России, который может усилить конкуренцию между Москвой и НАТО на Ближнем Востоке.
«Этой встречей члены коалиции пытаются подчеркнуть, что они правы, а Россия — нет, — продолжает эксперт. — Что важно, Россия тоже должна была вступить в антитеррористическую коалицию. Но ее не устраивало руководство Пентагона и плюс на тот момент уже действовали антироссийские санкции. Таким образом, члены коалиции показывают: кто не с нами, тот против нас».
Впрочем, по мнению Вениамина Попова, бывшего российского посла в арабских республиках и главы Центра партнерства цивилизаций МГИМО, сотрудничество России и США на сирийском направлении пока развивается конструктивно. Как заявил дипломат «Газете.Ru», 14–15 июля в ходе визита госсекретаря США Джона Керри в Москву сторонам удалось сблизить позиции, в том числе по борьбе с террористическими организациями ИГ и «Джебхат ан-Нусра» (запрещенные в РФ).
В этом контексте будет развиваться и сотрудничество между Вашингтоном и Анкарой, считает эксперт. По словам Попова, сегодня, спустя неделю после попытки военного переворота в Турции, страна слишком занята внутренними проблемами.
В среднесрочной перспективе Анкара сократит активность на сирийском и иракском дипломатических направлениях и будет вынуждена лавировать между позициями США и России, считает Попов.
Пока же и Вашингтон, и Москва заинтересованы в том, чтобы сирийский мирный процесс сдвинулся с мертвой точки. А для этого необходимо свести до минимума активность террористов в регионе.