Батькины мандаты

Лукашенко не пустит в парламент сторонников «русского мира»

Денис Лавникевич (Минск)
Рамиль Ситдиков/РИА «Новости»
Александр Лукашенко поручил своей администрации выработать критерии по господдержке кандидатов в депутаты. Как утверждают источники «Газеты.Ru» в белорусском руководстве, цель выработки этих критериев — предотвратить появление в парламенте радикальных сторонников «русского мира». Таким образом, приверженцам объединения Белоруссии и России депутатский мандат не достанется.

Лишь листовки центризбиркома, распространяемые в общественных местах, и немногочисленные пикеты по сбору подписей за кандидатов говорят о том, что в Белоруссии идет очередная политическая кампания. Парламентские выборы назначены на 11 сентября, выдвижение кандидатов в депутаты началось 3 июля. Все процедуры выдвижения, включая сбор подписей, нужно завершить 2 августа. На выборах будут работать 110 окружных и 6149 участковых избирательных комиссий.

В современной Белоруссии действует двухпалатный парламент — национальное собрание. Оно состоит из палаты представителей и совета республики. В палате 110 депутатов. Только эта часть парламента избирается прямым всеобщим голосованием, по мажоритарной системе.

Парламентские выборы в Белоруссии, в отличие от президентских, как правило, проходят без громких скандалов и акций протеста. Во-первых, парламент играет небольшую роль в жизни страны: вся реальная власть сосредоточена в руках бессменного президента Александра Лукашенко. Во-вторых, в обществе бытует устоявшееся мнение, что «все равно выберут, кого положено». Отсюда и невысокая активность избирателей. На участки для голосования приходят по большей части добросовестные в этом плане пенсионеры и сельские жители.

Оживающие партии

Однако нынешние выборы, как преподносят это власти Белоруссии, стартовали гораздо активнее.

Центризбирком зарегистрировал уже 445 инициативных групп потенциальных кандидатов в депутаты, и это число может вырасти. Председатель белорусского ЦИК Лидия Ермошина заявила журналистам: «Уже 4,5 человека претендуют на место в парламенте в этом предварительном периоде выдвижения кандидатов. Однако, думаю, количество инициативных групп уменьшится, но при этом увеличится количество тех, кто придет от политических партий». При этом возможно также выдвижение кандидатов не через сбор подписей, а через трудовые коллективы — хотя оно и считается более сложной формой.

Еще в 1999 году Лукашенко провел конституционную реформу, ликвидировав не подчинявшийся ему парламент, который тогда назывался верховным советом. На смену ему пришло двухпалатное национальное собрание, депутаты которого всегда голосуют единогласно «за» за все без исключения президентские инициативы.

Формально выборы проходят на альтернативной основе, но за последние полтора десятка лет в белорусский парламент ни разу не прошел ни один представитель оппозиции. В реальной повседневной жизни парламент Белоруссии совершенно не заметен, и очень редко кто-то из рядовых белорусских избирателей может назвать имя депутата по своему округу.

В таких условиях неудивительно, что значительная часть оппозиции относится к этим выборам не слишком серьезно. Многие знаковые белорусские политики отказались от участия в них. Это, например, лидер движения «За государственность и независимость», экс-кандидат в президенты Владимир Некляев, руководитель движения «За свободу» (и также бывший соперник Лукашенко) Александр Милинкевич, лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько и один из лидеров христианских демократов Виталий Рымашевский. Судя по всему, они просто не горят желанием распылять скудные ресурсы на борьбу, которая не даст заметного результата. Ведь уже много лет в Белоруссии единственной реально «горячей» политической кампанией остаются президентские выборы, хотя и их результат традиционно предрешен заранее.

Сегодня борьба разворачивается между провластными (номенклатурными) кандидатами, вовсю использующими административный ресурс, представителями оппозиции и выдвиженцами от лояльных властям партий. Они традиционно незаметны в периоды между выборами, но оживают, когда нужно создать видимость альтернативных выборов.

В общей сложности оппозиционные политические партии выдвинули 104 кандидата в депутаты, а провластные Коммунистическая партия Беларуси и Либерально-демократическая партия — 169 претендентов.

Робкая либерализация

По сравнению с предыдущими выборами в парламент (прошли в 2012 году) нынешняя кампания проходит в несколько более свободной атмосфере, что укладывается в общую канву «робкой прозападной либерализации», идущей в Белоруссии с середины 2015 года. Власти страны немного расширили возможности для оппозиции в проведении предвыборных мероприятий. Вероятно, в ближайшие месяцы не приходится ожидать жестких действий властей в отношении своих оппонентов.

Более того, теперь количество отказов в регистрации инициативных групп уменьшилось с 19 до 6%. Впрочем, оппозиционные партии все равно заявляют о случаях давления на своих активистов — тех, кто планировал выдвигаться в депутаты, или же членов их команд.

Также противникам власти бывает сложно собирать подписи — особенно в регионах, где местные власти по привычке зажимают всех оппонентов даже без особого распоряжения сверху.

«Центризбирком также пытается дать установки организаторам выборов на местах, чтобы ослабить давление на оппозиционных активистов. Так, секретарь ЦИК Николай Лозовик раскритиковал местные власти и призвал снять чрезмерные ограничения по пикетированию на период сбора подписей, — замечает аналитический ресурс Belarus in Focus. — Власти не скрывают, что послабления в отношении оппозиции вызваны необходимостью нормализации отношений с западными столицами в надежде на получение финансовой помощи и развитие экономического сотрудничества».

Николай Лозовик охарактеризовал поведение местных властей в отношении оппозиционеров следующим образом: «Многие пошли по пути сужения рамок деятельности инициативных групп. Кроме административных объектов они указали, что запрещено проводить пикеты возле административных центров, железнодорожных и автовокзалов, даже на автобусных остановках. Спрашивается, а где же тогда проводить пикеты? Там, где люди, нельзя! За околицей где-то?» Тем не менее главная проблема всех белорусских кандидатов — низкая активность населения, особенно в столице и крупных городах.

На эту низкую активность накладывается и некая парадоксальность белорусского мышления. Яркий пример — сцена из жизни города Новополоцка. На жаре скучает оппозиционный пикет, сбор подписей идет вяло. Мимо пикета быстро проходит местная бабушка, бросая на ходу: «Кричи не кричи, пенсии и так маленькие. Двумя руками за Лукашеночку!»

Запад принимает

Впрочем, многие аналитики и политики-оптимисты полагают, что по результатам этих выборов партийное представительство в законодательной ветви белорусской власти все-таки будет немного увеличено, в основном за счет лояльных властям партий.

Цель — показать руководству ЕС и США прогресс в реформировании политической системы страны. Это, в свою очередь, откроет двери для новых кредитов от Запада.

В последние недели государственные СМИ Белоруссии начали много рассуждать о возможности усиления роли партий в политической системе. Говорится даже о перспективах создания новой модели партийной жизни в стране. Ничего подобного нельзя было себе представить еще два-три года назад.

«Белорусские парламентские выборы впервые за годы существования палаты представителей могут быть признаны Западом. Не потому, что стали демократичнее или кто-то действительно будет считать голоса, — сказал «Газете.Ru» белорусский политолог Сергей Марцелев. — Евроструктуры флиртуют с Лукашенко в рамках новой политики сдерживания амбиций России. Оппозиция реагирует по-разному. Партии и организации, входящие в Белорусский национальный конгресс, уже заявили о своем неучастии в выборах, которые они традиционно называют фарсом. Организации же условно-оппозиционные, в свою очередь, рассчитывают на пару мест в парламенте в обмен на свою «умеренно-конструктивную» критику власти».

Пока сложно сказать, появятся ли по итогам нынешних выборов в белорусском парламенте хоть какие-то представители оппозиции. Но в любом случае у этих выборов есть еще один примечательный нюанс, которого не было в 2012 году и ранее. На этот раз государство негласно, но внимательно будет следить за тем, чтобы в законодательный орган не попали открытые сторонники так называемого русского мира, представители политической силы, оформившейся после присоединения Крыма к РФ.

В 2012 году этот вопрос был неактуален просто потому, что не было украинского конфликта, в котором ключевую роль сыграли именно сторонники «русского мира». Но с тех пор многое изменилось, и теперь в Минске боятся появления «вежливых людей» на востоке страны, а то и прямо в столице.

Этот страх уже нашел свое отражение в новой военной доктрине Республики Беларусь. Теперь же, на совещании перед парламентскими выборами, президент Лукашенко поручил своей администрации выработать ряд критериев, согласно которым государство будет поддерживать кандидатов в депутаты.

Как утверждают источники «Газеты.Ru» в белорусском руководстве, цель выработки этих критериев — ввести фильтры, способные предотвратить появление в парламенте радикальных сторонников «русского мира». Главный из таких фильтров — преданность будущих парламентариев белорусскому государству и его независимости. Таким образом, сторонникам объединения Белоруссии, России и других частей «русского мира» депутатский мандат не светит.

«Никто не станет оспаривать, что одним из критериев будущего кандидата в парламент должен явиться вопрос независимости нашего государства», — многозначительно заявил Александр Лукашенко.

Кстати, сам белорусский президент пришел к власти, опираясь как раз на идеи, перекликающиеся с идеологией «русского мира»: сперва восстановления СССР, а потом и тесного союза с Россией вплоть до объединения двух стран. Именно на сторонников интеграции с Россией Лукашенко опирался до конца 1999 года. Кроме того, до событий на Украине, то есть до конца 2013 года, в президентской администрации и многих других органах власти (включая генштаб и спецслужбы) заметное влияние имели сторонники идеи «западнорусизма» — то есть люди, считавшие само существование независимой Белоруссии исторической ошибкой и ставившие под сомнение существование белорусской нации и белорусского языка и культуры.