О назначении Ставридиса сообщили сразу несколько западных СМИ, включая Reuters и The New York Times, со ссылкой на свои источники, близкие к предвыборному штабу Хиллари Клинтон. По этим данным, фаворитка гонки за пост президента США всегда хотела видеть своим вице-президентом военного человека.
По предположению Александра Храмчихина, заместителя директора Института политического и военного анализа, назначение Ставридиса может быть связано с тем, что на посту вице-президента нужна фигура, которая дополнит имидж Клинтон. Мужчина с военным опытом как нельзя лучше подходит на этот пост, считает собеседник «Газеты.Ru».
Потенциально это позволит Клинтон побороться за электорат миллиардера Дональда Трампа, фаворита президентской гонки со стороны Республиканской партии.
Ставридис, уважаемый высший офицер, продемонстрирует американским избирателям, что Демократическая партия не менее решительна и боевита, чем Республиканская, — но, в отличие от команды Трампа, более конструктивна и не оскорбляет латиноамериканцев, мусульман и женщин.
Храмчихин полагает, что экс-главнокомандующий НАТО в Европе вряд ли мог как-то прославиться на своем посту, так как «это не та должность, на которой можно громко заявить о себе». Впрочем, эксперт отметил Ставридиса как человека, тонко чувствующего политическую конъюнктуру и на которого могла положиться администрация президента США Барака Обамы.
«Он будет хорошим управленцем аппарата Белого дома. Вице-президентом в Америке должен быть лояльный человек, который не подставит и умеет налаживать контакты, и Ставридис подходит на этот пост», — считает Алексей Фененко, ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности.
Джеймс Ставридис — адмирал ВМФ США, бывший глава южного — то есть ответственного за Южную Америку — командования ВС США (2006–2009 годы), а после — глава европейского командования ВС США и НАТО (2009–2013 годы). Ныне адмирал отошел от дел и несколько лет занимается экспертизой в сфере международной безопасности на должности декана Школы Флэтчера при Университете Тафтса.
В этом качестве Ставридис много выступает по телевидению и пишет авторские колонки в прессе. Таким образом, адмирал сделал достаточно заявлений, которые позволяют понять, какую позицию будет занимать новая администрация США в отношении России — если Клинтон победит на выборах, а Ставридис на должности вице-президента станет главным связующим звеном между Белым домом и американским конгрессом.
Предисловие к «Войне с Россией»
Ставридис имеет отношение к книге «Война с Россией — 2017», которая вышла из печати в мае и вызвала много шума в российских СМИ. Ее автор — британский генерал Александр Ричард Ширефф, который был заместителем Ставридиса, когда тот возглавлял европейское командование ВС НАТО.
В своей книге Ширефф просчитывает развитие потенциального военного конфликта между РФ и НАТО, который в итоге выливается в полноценную ядерную войну. По мнению генерала, наиболее вероятный повод для эскалации — это страны Прибалтики, где Россия может разыграть карту русского этнического меньшинства и начать операцию по защите его интересов.
Ставридис написал к «Войне с Россией — 2017» предисловие, в котором принципиально соглашался с оценками своего бывшего заместителя. «При президенте Путине Россия избрала опасный курс. Если ей позволить двигаться в том же направлении и дальше, это может неумолимо вести к столкновению с НАТО, — писал Ставридис. — А это будет означать войну, которая очень легко может перерасти в ядерную».
Впрочем, судя по другим публикациям адмирала, он не будет первым, кто предложит «ядерное решение» российской проблемы.
В 2015 году его оценка действий России была схожа с мнением подавляющего большинства западного экспертного сообщества. В 2015 году в интервью изданию «Голос Америки» (организация включена Минюстом в список иноагентов) Ставридис жестко раскритиковал действия РФ в Крыму и на востоке Украины. Он заявил, что «Россия вторглась на Украину», а также добавил, что именно Москва поддерживает донбасский конфликт и вряд ли изменит эту тактику в ближайшее время.
Однако к текущему году его позиция стала гораздо мягче. В преддверии саммита НАТО в Варшаве 8–9 июля Ставридис писал в статье для The Huffington Post о необходимости открытого диалога между Россией и НАТО, так как обе стороны не хотят возвращаться во времена «холодной войны».
Адмирал писал, что Россия не должна посягать на территории других стран, имея в виду ситуацию в Грузии и на Украине. Тем не менее потепление отношений с Москвой, в которое сегодня трудно поверить, достижимо в обозримом будущем, уверял читателей Ставридис.
В издании The World Post экс-командующий НАТО предупреждал, что варшавский саммит альянса, на котором ожидаются «ключевые решения, которые усугубят взаимоотношения с Россией», не пойдет на пользу безопасности в Европе. Сейчас, очевидно, его предсказания сбылись. НАТО согласовало размещение 4 тысяч военнослужащих в Прибалтике и Польше.
Фанат русской литературы
Ставридис прогнозировал, что реакция со стороны России будет негативной, так как она не раз высказывалась, что расширение системы американской ПРО в Европе и ввод в Прибалтику дополнительных войск НАТО противоречит соглашениям, заключенным после окончания «холодной войны». Кремль, по мнению американского офицера, продолжит увеличивать военную активность у границ НАТО, и ее не сдержат санкции США и ЕС, так как рейтинг Путина, несмотря на все эти факты, остается «стратосферным».
Интерес Ставридиса к России, похоже, не только профессиональный, но и личный. В июне прошлого года в журнале Foreign Policy вышла его авторская колонка под названием «Что русская литература говорит нам о мире Владимира Путина?».
В ней американский адмирал рассуждает о таинственной русской душе, отблески которой можно найти в жемчужинах классической русской литературы, — и делает далеко идущие политологические выводы. Ставридис рассказывает о черном юморе в «Мертвых душах» Гоголя, о богоискательстве в «Мастере и Маргарите» Булгакова, о патриотизме в «Войне и мире» Толстого, а также о склонности русских к жестокости в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
На этом материале Ставридис приходит к следующим выводам: «Москва может сгореть, но это не остановит российскую армию», «русские очень стойкие при внешнем давлении и получают извращенное удовольствие, демонстрируя, что могут перетерпеть любого», «русские глубоко верят в собственную правоту, признавая, что будут допускать ошибки на пути к справедливости».
В рассуждениях Ставридиса заметен искренний интерес и даже некоторое восхищение, смешанное с непониманием. Так или иначе, он не рекомендует начинать знакомиться с русской литературой и душой с «Войны и мира».