Руководитель Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж, выступая на пресс-конференции в Лондоне в понедельник, объявил о своей отставке. Он принял это решение после того, как главная цель партии — выход Великобритании из ЕС — была достигнута, сообщает Reuters. «Я никогда не был, и я никогда не хотел быть профессиональным политиком. Моя цель в политике заключалась в том, чтобы Великобритания вышла из Европейского союза, — сказал Фарадж. — Поэтому я считаю правильным сейчас покинуть пост лидера UKIP».
По его словам, роль лидера партии была сложной, но стоила того. Фарадж также добавил, что останется депутатом Европарламента, пока будут идти переговоры о выходе страны из блока. Не менее важным, по его мнению, будет и выбор нового премьер-министра страны, который не будет «продавать своих».
«Я также очень заинтересован в том, чтобы помочь движениям за независимость, которые растут в других частях Европейского союза, поскольку я уверен в одном — Великобритания не последняя страна, которая выйдет из ЕС», — заявил Фарадж.
В 1993 году он был одним из создателей Партии независимости. В 2015 году после низких результатов партии по итогам выборов Фарадж уже заявлял об отставке, но потом передумал и вернулся. На этот раз, по его словам, решение окончательное. В список возможных «преемников» вошли заместитель лидера партии Пол Натолл, иммиграционный представитель Стивен Вулф, представитель культуры Питер Уиттл и единственный член парламента от партии Дуглас Карсуэлл.
Фарадж не первый идеолог Brexit, который решил покинуть политику. 30 июня бывший мэр Лондона Борис Джонсон, считавшийся одним из лидеров кампании в поддержку выхода Великобритании из ЕС, заявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы Консервативной партии и премьер-министра страны. Это решение политик, скорее всего, принял после высказываний министра юстиции Великобритании Майкла Гоува, который также является сторонником выхода Великобритании из ЕС. «Борис не сможет проявить необходимое лидерство или создать команду для решения предстоящих задач», — заявил он.
52-летний Фарадж считался одним из самых популярных британских политиков. Он вышел из рядов Консервативной партии, однако является сторонником британского политического национализма. Согласно прошлогодним опросам, он был популярнее британского премьера Дэвида Кэмерона и пользовался поддержкой у традиционных американских консерваторов, которые видели в нем альтернативу Маргарет Тэтчер.
Стоит отметить, что на фоне многих «евроскептиков» правого толка Фарадж был достаточно умеренным и респектабельным. В 2014 году он отверг предложение лидера «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен совместно выступить на выборах в Европейский парламент. В одном из выступлений политик заявил, что за «Национальным фронтом» полно «ядовитого багажа», и упомянул скандальные высказывания Ле Пен.
В связи с успехом Brexit партии «евроскептиков» переживают определенный политический рост во всей «Европе». Причем это часто различные политические силы — от вполне умеренных до ультранационалистических. Всех их объединяет лишь неприятие Европейского союза.
Несмотря на то что большинство западных СМИ и политиков заявляют, что «нынешние евроскептики — это пятая колонна Кремля», и любят напоминать, что данные партии получают финансовую помощь из Москвы, однако Найджел Фарадж дистанцируется от кремлевской поддержки. В интервью Fox News он сказал, что не является поклонником Владимира Путина. «Украинский кризис на самом деле спровоцировал Европейский союз, который заявил о намерении расширить свои границы, приняв в свой состав Украину, в чем Путин увидел прямую угрозу. Мое мнение о Путине и России таково: не тыкайте в русского медведя палкой. Если вы это сделаете, то неизбежно ждите ответа», — пояснил он. Референдум по поводу членства Великобритании в ЕС 23 июня 2016 года состоялся. 51,9% граждан страны проголосовали за Brexit, против высказались 48,1%.
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев сказал «Газете.Ru», что в связи с успехом Brexit роль как крайне правых, так и крайне левых партий «евроскептиков» в таких странах, как Дания, Голландия, Франция, Чехия, сильно возрастет и они воспользуются данной ситуацией, чтобы нарастить свой потенциал. «Референдум об утверждении Соглашения об ассоциации Украины и Европейского союза, который состоялся в Нидерландах 6 апреля 2016 года, где большинство (61%) проголосовало за «нет», был организован структурами нидерландских политических партий «евроскептиков» из Партии свободы и представителей Социалистической партии, — говорит Суздальцев. — Хотя сейчас у этих стран возможность провести референдум наподобие британского все же мала, Европу и ЕС ожидают долгая битва, результаты которой предвидеть не может никто».